|
|
N°2, 13 января 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Подсчитали -- утемнились
Коммерческие итоги 2008 киногода
Статистика, как известно, знает все, в том числе и то, какие фильмы в прошедшем году оказались самыми кассовыми в мире. И к этим цифрам не стоит относиться высоколобо-пренебрежительно -- практика показывает, что они куда более показательны и важны, нежели списки лауреатов многочисленных профессиональных премий и призеров фестивалей класса "А". Поэтому, подводя итоги года, имеет смысл в первую очередь обратиться именно к "взломщикам касс", а артхаус оставить на потом. Итак, первым номером в реестре чемпионов идет самый, пожалуй, неожиданный лидер за очень долгое время существования коммерческого кино -- «Темный рыцарь» Кристофера Нолана, который заработал в планетарном масштабе сложно укладывающуюся в голове сумму в 995 млн долл., -- впереди него за всю историю стоят только «Титаник», третья серия «Властелина колец» и вторые «Пираты Карибского моря». Новый фильм о Человеке -- Летучей мыши (который еще в предыдущем фильме цикла, «Бэтмен: начало» трехлетней давности, превратился из персонажа комикса в почти что антигероя -- из плоти и крови, со страхом и упреком, обеспокоенного куда как мрачными проблемами) стал не просто рекордсменом кассы, но и неожиданно быстро явлением не только индустрии развлечений, но и «настоящего» кино. Фильм уже получил немало наград от кинокритических сообществ по всему миру, номинирован на несколько важных грядущих премий (без оскаровских номинаций тоже явно не обойдется), в главной интернетовской кинобазе IMDb занял четвертое место в списке лучших фильмов всех времен и народов... Ко всему этому его назвал главным кинособытием года сам Стивен Кинг. Пожалуй, со всем этим (как с деньгами, так и с восторгами) по отношению к «Темному рыцарю» человечество в целом и Стивен Кинг в частности несколько переборщили (и это еще очень мягко сказано), но идти наперекор такому мощному напору не просто странно, но несколько даже и боязно. Тем более что в рукаве у создателей ленты оказался абсолютно беспроигрышный джокер, вернее, Джокер -- враг Бэтмена в исполнении Хита Леджера, который трагическим образом скончался еще до окончания съемок: такой фантастической, хотя и неизбежно циничной подмоги в раскрутке не получал, кажется, ни один фильм со времен аналогичных смертей, оборвавших жизнь и карьеру Брюса и Брэндона Ли.
На втором месте с 783 млн (и вот тут уже ничего неожиданного нет) «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» Стивена Спилберга, фильм, которого ждали без малого двадцать лет. И дождались, причем без весьма вероятной в таком случае смены состава: и Спилберг, и абсолютно незаменимый в данной ситуации Харрисон Форд присутствуют собственными, пусть постаревшими, но все-таки персонами. Поэтому в данном случае главную роль играет сам факт существования «Королевства», а подробно анализировать его качество рука (тем более сжимающая критический хлыст) не поднимается. Точно так же, по всей видимости, решили и еще миллионы людей по всему миру.
А на третьем месте, наверное, самый объективно замечательный чемпион -- «Кунг-фу панда» Марка Осборна и Джона Стивенсона с его 633 млн. Несмотря на то что бешеный успех мультфильмов, которые в последнее время окончательно перестали быть усладой детсадовцев и собирают аудиторию всех возрастов, не может не настораживать (от тотальной инфантилизации массового сознания добра не жди), в данном случае сопротивление совершенно бесполезно: это и вправду отменное, остроумное и вполне универсальное развлечение. К слову, «Кунг-фу панда» -- единственный из кассовых лидеров года, который попал и в нашу дюжину.
Далее десятка выглядит следующим образом: «Хэнкок» Питера Берга (624 млн, спецэффектная экстраваганца с Уиллом Смитом в роли супергероя-маргинала), «Железный человек» Джона Фавро (572 млн, киноверсия знаменитого комикса, где Роберт Дауни-младший изображает закованного в латы летающего изобретателя с пламенным мотором вместо сердца), «Мамма миа!» Феллиды Ллойд (569 млн, мюзикл про предсвадебный переполох, в котором Мерил Стрип и другие официальные лица распевают старые хиты группы ABBA), «Квант милосердия» Марка Форстера (540 млн, второй фильм про Джеймса Бонда с участием Дэниэла Крейга, еще более мрачный и жесткий, чем предыдущий апгрейд агента 007 в «Казино «Рояль», своего рода вариант истории с возвращением на экраны Бэтмена), «ВАЛЛ-И» Эндрю Стэнтона (507 млн, мультфильм студии Pixar о любви роботов разных поколений в очень далеком будущем), «Мадагаскар 2: Побег из Африки» Эрика Дарнелла и Тома Макграта (453млн, продолжение рисованной истории о приключениях компании неуравновешенных обитателей зоопарка) и «Хроники Нарнии: Принц Каспиан» Эндрю Адамсона (419 млн, вторая из серии экранизаций богословских фэнтези Клайва С. Льюиса о приключениях детей в волшебной стране). Несложно увидеть, что в череде ремейков, продолжений, экранизаций и апгрейдов старых историй есть только три оригинальных сюжета, и два из них в мультфильмах («Хэнкок», «Кунг-фу панда» и «ВАЛЛ-И»). Но даже в этой ситуации о стопроцентной эксклюзивности речь не идет -- в первом из них выворачивают наизнанку классическую схему среднестатистического блокбастера, второй можно считать дайджестом едва ли не всех картин о боевых искусствах, а третий -- вариацией на тему вечных сюжетов вообще. А кто-то тем временем всерьез считает, что постмодернизм почил в бозе...
В отечественном же прокате впервые за долгие годы лидирующие места заняли российские фильмы, причем, что показательно, те же самые, что вызвали наибольшее, временами граничащее с откровенной ненавистью отторжение большинства киноаналитиков: "Ирония судьбы. Продолжение" Тимура Бекмамбетова (50 млн; к слову, на шестом месте в нашей десятке расположилась еще одна картина этого режиссера -- "Особо опасен", снятая, правда, в Голливуде и собравшая 27 млн). За "Иронией судьбы" следует "Адмиралъ" Андрея Кравчука (34 млн) и "Самый лучший фильм" Кирилла Кузина и Comedy Club (28 млн). Еще один отечественный продукт, попавший в итоговый хит-парад и его замыкающий, -- мультфильм Владимира Торопчина "Илья Муромец и Соловей-Разбойник" (10 млн). В остальном же у нас смотрели то же самое, что и по всей планете, -- самым кассовым импортным блокбастером стала третья серия "Мумии" -- "Гробница императора драконов" Роба Коэна (27 млн; во всемирном прокате -- 389 млн), а потом идут уже помянутые выше наши старые добрые знакомые -- "Хэнкок" (26 млн), "Индиана Джонс" (17 млн), "Хроники Нарнии" (15 млн) и "ВАЛЛ-И" (11 млн). Теперь остается только ждать результатов следующего года -- интересно, не возглавят ли десятку нашего проката еще три российские премьеры, состоявшиеся в праздники и поделившие между собой большую часть новогодних экранов, -- "Обитаемый остров" Федора Бондарчука, "Стиляги" Валерия Тодоровского и "Любовь-морковь 2" Максима Пежемского. Ведь, похоже, в связи с кризисом в 2009 году ожидать появления других претендентов на чемпионство вроде бы не приходится...
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ