|
|
N°1, 12 января 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ловцы снов
Рождественские музыкальные новинки
Анри Волохонский, Алексей Хвостенко, Владимир Волков, Леонид Федоров. «Сноп снов» (Ulitka Records).
Уже третий год подряд в районе католического Рождества выходит новая пластинка Леонида Федорова и Владимира Волкова. Причем уже второй раз тандем умудряется выпускать в год по две пластинки в рамках разных проектов.
Музыке, что делают Федоров с Волковым, крайне трудно подобрать аналог на отечественной, да и на любой другой сцене. Фолк с безуминкой, авант-джаз, мелодекламация, нойз и электроника -- здесь понамешано всего, и музыканты не устают придумывать для каждого диска новый концепт. Осенью 2008-го вместе со своими старыми друзьями Сергеем Старостиным и Андреем Котовым они выпустили альбом перепевок народных духовных стихов и песен. Новый альбом музыкантов -- «Сноп снов» -- также продукт коллаборации, но с другими давними коллегами.
Соавторами пластинки названы Анри Волохонский -- живущий за границей переводчик Джойса, и покойный поэт Алексей Хвостенко. Эти люди, которых связывала давняя эмигрантская дружба, известны в первую очередь как создатели песни «Город Золотой», прославленной Борисом Гребенщиковым. Ее авторская вариация есть на «Снопе снов», она называется «Рай», исполняется Хвостенко и по тексту чуть-чуть расходится со всем известной версией. Спетая хрипловатым и слегка юродивым голосом поэта она не выглядит такой безмятежно-благодатной, как у БГ, зато ближе к чудесному откровению.
«Сноп снов» в целом не сильно отличается от последних работ музыканта. Языковые игры (которыми Федоров больше всего забавлялся на пластинке «Красота») здесь начинаются с названия и проявляются в первой же песне, «Языческой», где Хвостенко и Волхонский упражняются в фонетической «зауми» сродни Хлебникову и будто на ходу изобретает новые «старорусские слова».
Голоса Хвостенко с Волхонским, помимо первой песни, здесь слышны еще два раза, но их интонации и сам Федоров перенимает великолепно -- лопочет и причитает, бурчит и пугает в такт музыке, которая то тревожно постукивает, то разливается клавишными соло, шуршит, хрипит и изредка, в виде исключения, звучит совершенно обычно: проигрыш композиции «Афроамериканская» вполне уместился бы в расслабляющий формат «Радио джаз».
Мелодекламационные опусы, будто чтобы разрядить напряжение, перемежаются с легкими и мелодичными песнями. По духу и звучанию они более всего близки «Романсу» с последней пластинки Федорова-Волкова «Романсы». Да и весь «Сноп снов», хоть и собран из нового материала, апеллирует к старым привязанностям и приемам. Здесь в полной мере присутствует та живость, которая не дает зауми скатиться до скучного умничанья и заставляет дышать каждый лепет и скрежет.
Animal Collective. Merriweather Post Pavilion (Domino Records).
Года три назад, когда в американской андеграундной культуре состоялся бум так называемого «психофолка», некоторые дотошные меломаны из-за бугра, что слышали альбомы Леонида Федорова, называли его зарубежным аналогом как раз Animal Collective. И если у нас Федоров стал единственным кумиром странного стиля, которому нет названия, то на Западе Animal Collective критики и поклонники сделали настоящими священными коровами «психофолка». Переливистые струнные проигрыши, шумы и колокольчики, невнятные тексты, бормотание и визги -- таковы характерные признаки Animal Collective и «нового странного» американского андеграунда середины 2000-х.
Прихотливый стиль психофолк давно покинул мейнстрим, а Animal Collective все еще сидят на троне. Их новый альбом Merriweather Post Pavilion уже расхвалили виднейшие западные музыкальные журналы, в то время как хороших песен в нем на поверку оказывается всего две, а новых идей и того меньше. На своем предыдущем альбоме трехлетней давности Strawberry Jam Animal Collective шагнули в сторону ритмичности, сделав барабаны в своих песнях слышнее, быстрее и громче и превратив свои жовиальные композиции в нечто сродни скачкам по саванне. На Merriweather Post Pavilion музыканты сбавили обороты, хотя ощущение, что от их музыки несколько рябит в глазах, никуда не делось: альбом, самый длинный со времен их дебютной пластинки Spirit They're Gone, Spirit They've Vanished, полон изощренно сконструированных композиций, с многократным наложением электронных эффектов, побрякиванием и позвякиванием. Конечно, эти ребята никогда не отличались простотой исполнения, но их новый диск оставляет впечатление досадного перебора. Кажется, что Animal Collective не то чтобы наступают на горло собственным песням, но сознательно засыпают их хворостом из мельтешащих, шуршащих и мутных аранжировок. Вслушиваясь в вокальные партии композиций с нового альбома нет-нет, да и подумаешь: такой хит пропадает!
Марина ЗЕНКИНА