|
|
N°242, 29 декабря 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Год смены караула
В российском балете кадровые обновления
В минувшем году события административные оказались громче художественных. Весной объявил о своем уходе с поста худрука Большого балета Алексей Ратманский и расстается-таки с должностью 31 декабря, его сменяет Юрий Бурлака. Махарбек Вазиев в пылу очередной ссоры с Валерием Гергиевым швырнул заявление на стол, и оно вдруг было подписано; руководить Мариинским балетом стал Юрий Фатеев. Прежние начальники отправляются за границу -- Ратманский становится главным приглашенным хореографом в American Ballet Theatre, Вазиев получил в управление балет "Ла Скала". Общее у этих кадровых событий одно: во власть приходят люди с незнакомыми прежде широкой публике именами. И балетмейстеру-реставратору Бурлаке, и репетитору баланчинских балетов Фатееву сейчас предстоит работа, выходящая за грань их предыдущего опыта: планирование репертуара, выстраивание его баланса. Необходимо будет заниматься не только тем, что хорошо знаешь и любишь, но ставить в афишу и те спектакли, что не любишь совершенно; посмотрим, как оба выдержат это испытание на широту взгляда.
Сменилась власть и в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко: худруком местного балета стал Сергей Филин, расставшийся ради этого с участью премьера Большого театра. Он только начинает работу в новой должности, но начинает ее хорошо: в озвученных планах -- набор имен первоклассных хореографов. Во «втором» балетном театре Петербурга -- Михайловском -- тоже перемены: к руководителю труппы Фаруху Рузиматову добавился главный балетмейстер, один из патриархов советского балетного театра Олег Виноградов. В результате в репертуаре появился давний балет «Ромео и Джульетта»; впрочем, в Михайловском -- бурная жизнь, и повесть о веронских любовниках отнюдь не главное событие. Весной там Георгий Ковтун поставил «Спартака» с живыми тиграми и гладиаторами, напоминающими о любимцах клубов «только для дам», критика, и отечественная и английская (сей опус возили на гастроли в Лондон), смеялась и плевалась одновременно, а публика так кинулась смотреть, что билеты до сих пор не достать. Михаил Мессерер воскресил в Михайловском маленькие шедевры советских лет; вот в их оценке народ и рецензенты были единодушны. Результат: в только что объявленных номинациях ежегодного приза английских критиков Михайловский стал соперником New York City Ballet и Национального балета Китая. «Лучшая зарубежная труппа, гастролировавшая в Великобритании», а там в этом году выступала и Мариинка, между прочим.
Кадровые перетряски случались и в провинции -- челябинский театр достался Константину Уральскому. Никудышный балетмейстер (его балет по Эриху Марии Ремарку до сих пор остается символом нижней отметки на шкале хореографической одаренности, этакий абсолютный ноль) начал с войны с труппой (артисты начали сбегать в окрестные театры), но проявил себя как одаренный политик. Первым хореографом, которого новый худрук позвал на работу, оказался Юрий Бурлака -- ему был заказан вечер отреставрированных старинных балетов. Интересно, рассчитывает ли Уральский на ответное приглашение в Большой?
И только Новосибирск занимался творчеством, а не кадрами. Прошел первый сибирский фестиваль балета; к уже имеющейся баланчинской программе добавился еще один шедевр мистера Би -- Who cares?. В перспективе -- новая постановка Эдварда Льянга; театр твердо следует избранным неоклассическим путем. Не забывая и про классику -- «Баядерка», воспроизведенная Игорем Зеленским в Сибири, так поразила экспертный совет «Золотой маски», что балет Мариуса Петипа оказался в недавно объявленных номинациях не только как «лучший спектакль» и «лучшая мужская роль» (что возможно), но и «лучшая работа балетмейстера» (что смешно). Но в любом случае в Новосибирске балетная жизнь кипит. И это внушает некоторую надежду.
Анна ГОРДЕЕВА