Пришла пора прокрутить хронологию в обратном направлении, выделить главные тенденции уходящего года. Оказалось, их, как новых лет в начавшемся миллениуме, -- восемь. Первая -- позитивная: историю искусства (прежде всего XX века) пытаются представить без лакун, пробелов. Один только московский Музей изобразительных искусств подготовил программы о тех направлениях, художниках европейского модернизма, которых в российских коллекциях почти нет. Экспозиции стали плодом сотрудничества с западными институциями. Вспомним их:
июньская масштабная выставка «Футуризм. Радикальная революция. Италия и Россия», сентябрьская экспозиция раннего немецкого экспрессионизма,
работ художников группы «Мост» из берлинского музея Bruecke, монографическая
выставка Альберто Джакометти. Особняком, но в том же тренде стоит гостящая сегодня в ГМИИ экспозиция из лондонской галереи Tate Britain о творчестве понаоткрывавшего множество дверей в XX век
Уильяма Тернера...
Вторая тенденция тоже ничего себе: столица активно осваивает новые пространства современного искусства. В апреле на «Винзаводе» выставками западных мэтров (Гексин Сипахиоглу, Барбара Крюгер) и молодых россиян (Наталия Павловская, Илья Трушевский) открылись залы Мультимедийного комплекса актуальных искусств
(см. «Время новостей» от 23 апреля, 26 мая). В июле на карте почтенного района Воронцова поля нарисовалась
экспериментальная площадка Laboratoria (создана на базе научного физико-химического института имени Л.Я. Карпова). В Laboratoria с переменным пока успехом молодые мастера и признанные решают идеи синтеза точных наук и свободных художеств. В июне куратор Дарья Жукова показала в качестве нового выставочного пространства гигантскую территорию отреставрированного Бахметьевского гаража
великого архитектора авангарда Константина Мельникова. В сентябре в «Гараже» открылась нашумевшая выставка Ильи Кабакова. Умные художники концептуального круга этой осенью--зимой сделали прекрасные выставки в новой галерее GMG
(см. «Время новостей» от 8 октября, 26 ноября). Московский музей современного искусства прирос роскошным особняком бывшей городской усадьбы Нарышкиных, по адресу: Гоголевский бульвар, 10. Сегодня там открыта прелюбопытная экспозиция видеопортретов Энди Уорхола. Немецкий галерист Фолькер Диль выставкой знаменитых словесных иллюминаций американки
Дженни Хольцер открыл в апреле зал на Смоленской набережной. Наконец, в финале года кураторы Мария Байбакова и Кейт Сэттон масштабной выставкой искусства молодых россиян попытались укротить огромное, мягко круглящееся, как велотрек, пространство бывших цехов фабрики «Красный Октябрь». А самым уютным новым адресом искусства считаю галерею Ravenscourt в Гагаринском переулке с тонкими и умными выставками, каждая из которых -- повод встретиться с друзьями, узнать о новых книгах, послушать музыку, посмотреть фильмы, устроить воскресный утренник с артиграми для детей
(см. «Время новостей» от 6 марта).
Сопряженная со второй третья тенденция: многочисленные визиты влиятельных в мире искусства людей в Россию. Особенно урожайными стали визиты и выставки мастеров концептуального круга, задающих вопросы о границах искусства и, как сказали бы филологи 70-х, вопросы о «семиотике и искусствометрии». Главное «гастрольное» событие -- это конечно же обставленный едва ли не на государственном уровне визит Ильи Кабакова
(см. «Время новостей» от 15, 19 сентября). Сильнейшим впечатлением оказалось отсутствие после просмотра трех кабаковских выставок какого-либо интересного впечатления. Что ожидали, то и получили: аналитика советского художественного менталитета, сделанная с бюрократической, канцелярской въедливостью. По контрасту немало открытий (в смысле умения преодолевать границы разных методов, экспериментировать с разными планами выражения и не становиться заложником созданной системы приемов)
принесли новые работы художника conteptual art Вадима Захарова на его персональной выставке в GMG. Захаров и видится вашему обозревателю настоящим героем года.
Четвертая тенденция, опять-таки слитая с предыдущими двумя: активная экспансия молодого искусства. Это просто здорово. Помогла раскрыться многим молодым и заявить о себе по-взрослому Первая молодежная художественная биеннале. Благодаря энергии кураторов во главе с Дарьей Пыркиной биеннале удалась и стала одним из главных событий уходящего года
(см. «Время новостей» от 3 июля, 1 августа). Несмотря на все проблемы творческого роста, что биеннале честно высветила, теперь уже можно на полном основании говорить о целой плеяде молодых московских и санкт-петербургских художников, которые дерзают тонкие интеллектуальные приключения артикулировать интересным пластическим языком. Приятно, что в авангарде нового поколения идут открытые в 2007 году сообщники из сквота «Типография Оригинал». Именно их участие вытягивало многие художественные события Первой биеннале (в частности, опыты ленд-арта
в новом подмосковном лагере «Веретьево», да и не только ее. И тем более приятно, что сквот «Оригинал» оказался кузницей кадров в самых разных смыслах: «оригинальная» атмосфера во многом повлияла на выбор профессии сотрудничающего сегодня с нашей газетой молодого критика Алексея Масляева.
Пятая тенденция предсказуема: рекордные цены на отдельные опусы мирового искусства (на прошедших в ноябре нью-йоркских торгах Sotheby's «Супрематическая композиция» Малевича была продана за 60 млн долл., она стала самым дорогим произведением русской живописи) и снижение из-за кризиса объема продаж на крупнейших ярмарках современного искусства.
Теперь три тревожных симптома. Шестая тенденция: все еще низкий уровень профессиональных дискуссий на тему современного искусства, контаминация в сознании многих неофитов понятий «цена» и «ценность», невстроенность современного искусства в базовую систему культуры.
Как следствие седьмая тенденция: на фоне глобального поправения политических взглядов, усиления ультраконсервативных настроений в обществе конфликты представителей артсообщества с властью. Уместно вспомнить и угрозы судов над бывшим директором Сахаровского центра Юрием Самодуровым и бывшим заведующим отделом новейших течений Третьяковской галереи Андреем Ерофеевым
(см. «Время новостей» от 15, 30 мая, 30 июня, 7, 10 июля, 21 августя), и
арест в Париже коллекции галереи XL с фото- и видеодокументацией перфомансов Олега Кулика.
И еще как следствие восьмая, тоже, увы, печальная, тенденция: опасно растущий раскол российского артсообщества. Сперва он был преимущественно в границах между хранительно-охранительными музейными работниками и независимым свободолюбивым Ерофеевым. В итоге
Ерофеев из Третьяковской галереи уволен. Сегодня мы переживаем вторую, более болезненную стадию раскола внутри бывших единомышленников из самого актуального художественного лагеря. Независимая премия Кандинского только что вручена ультраправому евразийцу Алексею Беляеву-Гинтовту за серию холстов с тоталитарной символикой и артефактами, утопленными в золотой фон. Это свободный выбор экспертов в области contemporary art: директора Deutsche Bank Art Фридхельма Хютте, куратора Музея Соломона Р. Гуггенхайма Валери Хиллингс, историка искусства Екатерины Бобринской и заведующего отделом новейших течений Русского музея Александра Боровского. Выбор оказался политическим, представив нам популярное, набирающее обороты в российской (и мировой) социально-политической жизни направление декоративной аранжировки ультраправых идей. После премии отдельные артпрофи публично обвинили жюри если не в солидарности с неофашистскими взглядами, то в преступной безответственности, косвенно поощряющей такой, например, бич России, как скинхедство (любопытно, что
номер об итогах премии Кандинского нашей газеты -- открывался публикацией «Ответственный фашизм» про преступления ультранационалистов, шантажирующих власть). Реакцию какого-нибудь члена жюри на критику можно представить в духе монологов Жванецкого: «Какой фашизм? Это же искусство. Ты посмотри, какое новое и интересное. Разуй глаза. Пойми... И по композиции смело, и по мысли свежо. И авангард вспоминается, и поп-арт. И вообще Беляев же своего рода infant terrible, андеграунд, богема. Ну разуй глаза! Ну же!...» Тут кстати вспомнить
ушедшего от нас Дмитрия Александровича Пригова, чья монографическая выставка тоже украсила арткалендарь-2008: «Ну что ж, понять их можно// А вот простить -- никак// Верней -- простить их можно// А вот понять -- никак». А раскол меж тем все глубже и глубже...