|
|
N°238, 23 декабря 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Едины как никогда
Избранные руководители Союза кинематографистов предъявили себя обществу
Вчера состоялась обещанная пресс-конференция нового руководства СК РФ, на которой главной информацией было то, что съезд состоялся, председатель и правление выбрано. Правда, подтвердилось, что утверждение решений съезда в Минюсте все-таки нужно, документы будут туда отправлены. И только после этого утверждения, если оно все-таки случится, на что все очень надеются, новое руководство получит печать и доступ к счетам. Признали и наличие нарушений, но они традиционны для союза и в последние десятилетия стали привычной практикой. Нарушения касаются Московского союза, в котором 3600 членов, но в голосовании по гильдиям участвовало всего 1710 человек. Как объяснили члены правления, обычно бывает и меньше, прежде никто на это внимания не обращал, предыдущие выборы прошли при куда меньшем представительстве. Зато на съезде делегаты продемонстрировали пример редкого единодушия. Мало того, что присутствовало рекордное число избранных делегатов -- более 80%, но еще и 34 раза, как подсчитал Даниил Дондурей, социолог по первой профессии, собравшиеся голосовали в одном направлении. «Мы едины как никогда», -- отметил он.
Однако, как посетовал Гарри Бардин, освещение съезда в СМИ было тенденциозным и односторонним, все время шла речь об оппозиции Михалкову, хотя как может быть названо оппозицией абсолютное большинство?
Впервые в истории союза деятельность предыдущего руководства была признана неудовлетворительной, а это значит, что кинематографисты, оставляя за Михалковым все его заслуги, отказывают ему только в одном праве -- занимать руководящий пост в общественной организации.
Новый председатель союза Марлен Хуциев все время повторял, что главное -- «сохранять мир, творческий и конструктивный», что нужно воскресить дружелюбие, создать такой климат внутри союза, чтобы было приятно в него приходить.
Но были и более резкие выступления. В самом начале пресс-конференции зачитали телеграммы -- от Алексея Германа-старшего, который просил снова считать его и Светлану Кармалиту членами союза, из которого они вышли в знак протеста из-за политики Михалкова, а также от Эльдара Рязанова, поздравлявшего всех с тем, что «поезд справедливости наконец пришел вовремя». Одним из последних выступил Марк Рудинштейн, призвавший собравшихся «называть вещи своими именами» и объявить, что речь идет о «разграблении имущества союза», находившегося под управлением Михалкова, имевшего одно свойство -- «находить менеджеров, которые талантливо грабили союз».
Присутствовавшая на пресс-конференции уже почти союзная «молодежь» (представители тех 60, за необходимость принять которых в союз проголосовало новое правление) кроме шуток по поводу права снимать фильм «Мне сорок лет» высказалась в том духе, что никаких конфронтаций не поддерживает, но очень надеется, что союз займется делом -- защитой интересов кинематографа, который сейчас находится в катастрофическом состоянии. Режиссер Андрей Прошкин напомнил, что уже закрыты 80% проектов, причем часть на самой последней стадии, что частный бизнес из кино уходит, а государство всех напугало созданием Совета по кино, где по не известным пока никому правилам будет распределяться господдержка.
Самым радостным было сообщение Наума Клеймана о намерении московского правительства и префектуры Северо-Восточного округа, поддержанном Минкультом, выделить Музею кино помещение в павильоне под монументом «Рабочий и колхозница» на ВВЦ. Официального решения еще нет, но уже есть все договоренности, так что у музея теперь появится адрес -- улица Эйзенштейна, дом 1. Клейман счел эти совпадения знаковыми и благоприятными для нового этапа в жизни союза. Поблагодарив тех, кто помогал им все это время, директор счел необходимым опровергнуть версию Никиты Михалкова о его попытках спасти киномузей и сказал, что теперь в их распоряжении есть запись того, как происходило выселение музея из проданного Киноцентра -- с участием бывшего председателя СК.
Надо также отметить, что прессы вчера собралось мало и что не было ни одной телекамеры, что свидетельствует о том, что планы и намерения избранного абсолютным большинством делегированных на съезд кинематографистов правления мало интересуют общество и государство.
Тем не менее оставшиеся после пресс-конференции члены правления -- а среди них были Николай Досталь, Виталий Манский, Даниил Дондурей, Павел Финн, Андрей Плахов, Юрий Норштейн, Гарри Бардин, Юрий Кара и др. -- сели за выработку плана действий.
Алена СОЛНЦЕВА