|
|
N°238, 23 декабря 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Будем жить не бедненько, но скромненько»
Олег Дерипаска ищет партнеров
Предприниматель, владелец «Базового элемента» и самый богатый по версии журнала Forbes человек России Олег Дерипаска вчера в интервью газете The Wall Street Journal фактически заявил, что его бизнес-империя переживает далеко не лучшие времена. Подтверждением тому стало намерение до конца первого квартала 2009 года привлечь партнеров во все компании группы, в том числе в одну из крупнейших -- РУСАЛ, где он контролирует около 57% акций. «Главное -- избавиться от лишнего и работать с экономическими параметрами -- материалами, компонентами, договорами и потерями. Я хочу сказать, что у нас практически везде появятся новые партнеры. Чудес не бывает. Это закон сохранения энергии. Мы сейчас либо договариваемся с кредиторами, либо привлекаем новых партнеров, которые приходят либо с новыми активами, где другое соотношение долга, либо приносят капитал», -- сказал Дерипаска.
Эксперты оценили такие заявления как своего рода публичную оферту. Они полагают, что к ее объявлению г-на Дерипаску подтолкнула огромная задолженность его компаний по кредитам, погашение которых стало проблемой в связи с замедлением темпа роста мировой экономики и падением цен на сырье. Долг РУСАЛа составляет порядка 14 млрд долл. Задолженность «Базэла» эксперты оценивают более чем в 20 млрд долларов.
Впрочем, г-н Дерипаска объясняет, что компании развивались в соответствии с ожиданиями рынка: «Мы росли, исходя из нашего понимания внутреннего и внешнего спроса. Соответственно, где-то приобретая или строя новое, мы делали очень большие инвестиции. Только РУСАЛ вложил в строительство и модернизацию за последние три года более 2,5 млрд долл. Машиностроение -- это больше 1 млрд долл. каждый год. На сегодня у нас есть эффективное производство и неэффективное. Мы, безусловно, будем сокращать неэффективное производство».
Речь идет и о сокращении персонала, но, по словам г-на Дерипаски, людей, которые не будут востребованы в ближайшие 18 месяцев, компания отправит на год-полтора на обучение. «Будем жить не бедненько, но скромненько... Мы сохраняем одну треть заработной платы, одну треть платит регион, одну треть -- например, федерация, с которой мы хотим договориться, и по такой системе человек получит переподготовку. Вообще, я думаю, что в годы кризиса надо делать то, что увеличивает человеческий капитал. Прочитать те книги, которые когда-то не успел прочитать, посмотреть фильмы, съездить куда-то», -- размышляет бизнесмен.
Тем не менее, некоторых своих активов г-н Дерипаска уже лишился. Так, осенью «Базэл» потерял по margin calls 10% строительного холдинга Hochtief и 20% канадского производителя автокомпонентов Magna. На прошлой неделе ряд источников сообщили, что "на подходе" сделка с итальянской Generali о передаче ей контроля в «Ингосстрахе». А вчера стало известно, что структуры «Газпрома» до конца года приобретут контрольный пакет в еще одном крупном активе бизнесмена -- банке «Союз». «В ближайшее время об этой сделке будет объявлено. Сейчас надо дождаться подтверждения вывода акций (банка) из-под залога», -- сказал журналистам источник, близкий к сделке. По его словам, она состоится до конца года.
Впрочем, по мнению экспертов, ключевым активом бизнеса все же является РУСАЛ, и, по мнению Дмитрия Смолина из «Уралсиба», предприниматель попытается сохранить там контроль, продав даже контрольные пакеты в других своих компаниях. Косвенно г-н Дерипаска это подтвердил: «На сегодня нет каких-то возможностей для сладкой жизни, но та эффективность и та себестоимость, которые есть в РУСАЛе, позволяют ужиться с нынешним уровнем долга. Не забывайте, что у РУСАЛа было очень много потенциальных инвесторов. Они ждали возможности купить акции, но она откладывалась два раза. Сначала предполагалось слияние с СУАЛом, затем сделка с «Норильским никелем». Они до сих пор проявляют большой интерес. Я хотел бы посмотреть, где можно найти такую эффективную алюминиевую компанию, как РУСАЛ». Он подчеркнул, что находится в завершающей стадии переговоров с другими акционерами РУСАЛа о реструктуризации обязательств компании по выкупу их долей в 2009 году, пояснив, что такие обязательства могут возникнуть в случае, если компания не проведет IPO. А его возможность в текущей ситуации эксперты фактически исключают.
В дальнейшем успешность алюминиевого бизнеса, по их мнению, будет зависеть от цены на этот металл. Так, по данным г-на Смолина, с начала года цены на алюминий упали на 37%, до 1,5 тыс. долл. за тонну. Впрочем, г-н Дерипаска верит, что «все изменится к лучшему»: «Я оптимистично настроен, потому что у нас есть реальный спрос, назовем его потребностью». Цена же на алюминий, по его прогнозу, может вырасти в следующие три-четыре года до 4 тыс. долл. за тонну. «Я уверен, что мы увидим нефть на уровне 180 долл. за баррель менее чем через три года и алюминий, который раньше стоил 3,5 тыс. долл. за тонну, а сейчас -- 1,5 тыс., по 4 тыс. долл. за тонну через три-четыре года», -- отметил бизнесмен.
Ирина ЦЫРУЛЕВА