Скандальная интрига раскручивается накануне начинающегося завтра в Казахстане трехдневного неформального саммита нескольких стран СНГ. Во-первых, весьма неопределенным выглядит формат самой встречи -- это не саммит СНГ, не
саммит ЕврАзЭС и не саммит ОДКБ. Между тем пару недель назад речь шла именно о встрече президентов государств -- членов Организации Договора о коллективной безопасности СНГ, куда входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан.
Однако, как указывают информированные источники «Времени новостей» в руководстве одной из стран СНГ, в середине прошлой недели стало известно об отказе президента Узбекистана Ислама Каримова принять участие в саммите. И тогда в Москве и Астане решили, что вместо узбекского лидера позовут «великого лидера» туркменского народа Гурбангулы Бердымухамедова. Окончательно это решение было согласовано в ходе встречи президента России Дмитрия Медведева и премьер-министра Казахстана Карима Масимова, состоявшейся в конце прошлой недели в российской столице.
Таким образом, саммит ОДКБ превратился в «неформальную многостороннюю встречу на высшем уровне», как назвала ее вчера кремлевская пресс-служба. Она пройдет на знаменитом казахстанском курорте Боровое. Там, в 250 км к северу от Астаны, семь президентов встретятся завтра во второй половине дня, прилетев в находящийся неподалеку город Кокшетау (бывший Кокчетав). Предполагается, что они проведут там время в свободной неформальной обстановке, общаясь на различные темы без заранее оговоренной повестки дня. Хозяин встречи Нурсултан Назарбаев будет готов общаться с высокими гостями до утра воскресенья, 21 декабря, когда они разъедутся по домам.
О том, что саммит в Казахстане пройдет в отсутствие президента Узбекистана, публично стало известно только вчера. Об этом Интерфаксу сообщил анонимный источник в «военно-дипломатических кругах» России. Сообщение выглядело сенсационным -- «отказ руководства Узбекистана приехать на неформальный саммит ОДКБ... вслед за приостановкой деятельности республики в ЕврАзЭС логично подводит к мысли о возможности выхода Ташкента из ОДКБ». «Знакомый с ситуацией источник» агентства напомнил, что Узбекистан так и не выполнил обязательства ратифицировать все необходимые документы в формате ОДКБ до 1 января 2008 года, взятые им в середине 2006 года при рассмотрении вопроса о восстановлении членства республики в организации. Участие Узбекистана в деятельности ОДКБ в последнее время, как правило, было весьма ограниченным, подчеркнул источник, и подавляющее большинство документов в формате ОДКБ Ташкент «подписывал с оговорками».
Столь обильный «слив» информации от источника, очевидно, близкого к российскому руководству, выдает немалое раздражение, вызванное в Москве афронтом Ташкента. А если учесть сделанное накануне, 16 декабря, начальником российского Генштаба Николаем Макаровым заявление о том, что «США, по нашим данным, планируют создать военные базы на территории Узбекистана и Казахстана», то, похоже, Кремль всерьез обеспокоен обозначившейся внутри СНГ тенденцией на дистанцирование от Москвы. Эта тенденция возникла в результате пятидневной «операции по принуждению к миру» Грузии, проведенной летом российской армией, и стала особенно очевидной после одностороннего
признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии. Ближайшие союзники России по ОДКБ отказались последовать ее примеру и признать независимость Сухуми и Цхинвали. На днях позицию Казахстана на этот счет еще раз твердо подтвердил премьер Масимов в интервью «Эху Москвы».
Впрочем, на тревогу, поднятую высоким российским военачальником по поводу намерений Вашингтона, «уже опутавшего своими военными базами все регионы мира», разместить их также в Казахстане и Узбекистане, в США откликнулись на удивление вяло и на несоразмерно низком уровне. «Для меня это новость, -- заявил заместитель помощника госсекретаря США Мэтью Брайза, -- думаю, что это не соответствует действительности». А по словам пресс-секретаря посольства США в Ташкенте Молли Стивенсон, «открытие базы в Узбекистане не входит в наши планы». «Ни с какими соответствующими запросами к узбекским властям мы не обращались», -- заметила она.
Разумеется, не стоит преувеличивать уровень осведомленности этих дипломатов о военно-политических планах Вашингтона в отношении Центральной Азии -- тем более о тех, что еще только вырабатываются будущей администрацией Белого Дома. Любопытно, что пока ни в Ташкенте, ни в Астане не стали отвечать на выпады генерала Макарова, никаких опровержений оттуда не последовало. Возможно, потому, что накануне саммита в Боровом это могло бы еще больше скандализировать обстановку вокруг него.
С другой стороны, МИД Казахстана в начале декабря уже пытался успокоить слухи об усилении американского военного проникновения в эту страну, возникшие после известия о ратификации парламентом страны соглашений, подписанных Вашингтоном и Астаной еще в 2001 году. Речь шла лишь о возможности технического использовании ВВС США аэродрома в Алма-Ате в случае форсмажорных ситуаций в ходе военной операции в Афганистане. Других военных планов, как утверждают информированные источники «Времени новостей» в руководстве Казахстана, американцы в этой стране действительно пока не строят. Что же касается Ташкента, то его тренд в сторону Запада и одновременно охлаждение отношений с Москвой и с ближайшими союзниками в регионе в последнее время обозначен достаточно ясно и никакой загадки не представляет.
Интересно другое -- когда в Москве выражают беспокойство размыванием ОДКБ и даже перспективой создания военных баз третьих стран на территории государств -- членов организации, никто не вспоминает о положениях уставных документов ОДКБ, жестко регламентирующих такую возможность необходимостью проведения консультаций между членами ОДКБ. Этот порядок был введен после «киргизского прецедента» 2001 года, когда экс-президент Киргизии Аскар Акаев в одностороннем порядке, без проведения формальных консультаций с союзниками, дал согласие на размещение военной авиабазы США на аэродроме Манас в Бишкеке. Помнится, тогда г-н Акаев оправдывался, что советовался по этому поводу по телефону с президентом Путиным и нашел понимание.
С другой стороны, уважение к юридически оформленным договоренностям никогда не было сильной стороной деятельности ОДКБ. Стоит вспомнить, как было обставлено возвращение Узбекистана в ряды этой организации в 2006 году. Стоило только поговорить об этом Исламу Каримову наедине с Владимиром Путиным после
трагических событий мая 2005 года в Андижане, как было объявлено, что Ташкент снова стал членом ОДКБ. Как выясняется, формально процесс возвращения так и не был завершен даже спустя почти три года.
От саммита в Боровом не стоит ожидать конкретных решений. Там будут говорить о консолидации усилий в преодолении мирового кризиса. В частности, речь пойдет о предложении президента Медведева сделать рубль резервной валютой для расчетов на территории СНГ. Российский президент поделится с коллегами итогами дискуссий, состоявшихся в октябре на саммите «двадцатки» в Вашингтоне и о подготовке к следующему «кризисному» саммиту в Лондоне, намеченному на 2 апреля будущего года. Хозяин встречи, Нурсултан Назарбаев, как ожидается, заведет речь на излюбленную тему, о создании Евразийского союза. А еще он расскажет о разработанном им «Пути в Европу», одним из этапов которого станет председательство Казахстана в ОБСЕ в 2010 году. Саммит будет полузакрытым для прессы, к президентам допустят только телекамеры для картинок и корреспондентов главных информагентств.