|
|
N°233, 16 декабря 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В филармонии скоро «Русская зима»
И пока что никаких последствий кризиса
Московская филармония отпраздновала первый юбилей своего Камерного зала (он очень помог придать филармоническому сезону значительно менее консервативный репертуарный облик, приблизив его очертания к принятым в мировой практике), а также предъявила новые акустические щиты, которые уже сделали основной филармонический зал -- Концертный зал имени Чайковского -- гораздо пристойнее в акустическом отношении.
Как рассказали на пресс-конференции бывший генеральный директор филармонии, а теперь председатель ее художественной коллегии (и по совместительству директор департамента современного искусства и международных культурных связей Министерства культуры) Алексей Шалашов, новый гендиректор Елена Зубарева и худрук филармонии Александр Чайковский, работа по доведению акустики КЗЧ до «почти идеального состояния» продолжится в течение всего 2009 года. И каких-либо задержек в этой работе, которые могли бы быть связаны с экономическими проблемами, в филармонии не ожидают. Почти все техническое оборудование (помимо щитов это еще и системы электронной коррекции звука, аналогичные используемым в залах Японии и Америки) уже установлено и в дальнейшем будет отлаживаться.
Экономическая ситуация пока не повлияла и на собственно художественную часть филармонической работы -- не сокращаются уже запланированные на вторую половину сезона программы, сезон-2009/10, который находится сейчас в стадии окончательной шлифовки, верстается так, как если бы кризиса и не происходило. И даже осень-2010 (сезон-2010/11) планируется себе как ни в чем не бывало. Сигналов о сокращении государственного финансирования деятельности филармонии пока не поступало, дальнейшее, впрочем, по словам Зубаревой, будет зависеть в том числе от публики, которая должна будет поддержать филармонию рублем. Между тем очевидно, что частных спонсоров будет найти труднее, а артистичная затея вернуть нижним фойе филармонии исторический облик (оттуда уже изгнаны многочисленные закусочные заведения) скорее всего не реализуется так быстро, как могла бы, если даже не будет похоронена совсем.
Между тем уже в марте 2009 года витиеватые помещения старого фойе будут задействованы в концертных мероприятиях. Фестиваль актуальной музыки «Другое пространство» пройдет 16--18 марта на двух близких площадках -- в Камерном зале и в «Трюме Мейерхольда» (там, где недавно под французской булочной был ресторан, а еще раньше -- филармонический буфет). Здесь будут нон-стоп программы «самой современной академической музыки», что сделает филармонические будни похожими на европейские, а самой филармонии даст возможность поближе познакомиться с молодыми композиторами, а там кому-нибудь из них вдруг что-нибудь да и заказать.
В ближайших планах филармонии -- красиво спланированный фестиваль «Русская зима», который также не обойдется без современной музыки в программе. Впрочем, московская публика ее уже слышала -- бурная опера Родиона Щедрина «Очарованный странник» впервые прозвучала в Москве в концертном исполнении под эгидой филармонии. Теперь же она предстанет в новом -- уже сценическом -- обличье (режиссер Алексей Степанюк) и в исполнении Гергиева, его оркестра, хора и солистов.
Еще одно большое событие фестиваля -- гастроли Симфонического оркестра Тосканини с Лорином Маазелем за пультом (в программе Четвертая симфония Мендельсона и Седьмая симфония Бетховена -- 20 декабря и Брамс с Рахманиновым и Денисом Мацуевым за роялем -- 21-го).
Следующий фестивальный день, 22 декабря, тоже не пропустить -- дирижер Владимир Юровский, активно разнообразящий деятельность плетневского РНО, встанет за пульт симфонического оркестра Большого театра, причем программа концерта обещает быть захватывающей -- здесь будут Бриттен, Онеггер, Воан-Уильямс и Хумпердинк (солист -- британский бас-баритон Джеральд Финли).
23 декабря не менее амбициозная программа у «Солистов Москвы», Башмета и новоиспеченного «триумфатора» Алекандра Мельникова -- тоже Бриттен, а также Стравинский и Хиндемит.
26-го в БЗК в посвящении Свешникову поют европейские звезды Сергей Лейферкус, Ольга Гурякова и с ними Марат Галиахметов.
Посленовогодняя часть фестиваля отдана в основном ансамблю Моисеева, ансамблю «Березка», оркестру Гостелерадио и новогоднему балу Эдуарда Грача.
А там уже рукой подать до главных событий второй половины сезона -- 23 января в рамках абонемента «Оперные шедевры» филармония совместно с Новосибирским театром оперы и балета представят никогда не исполнявшуюся в России оперу Гайдна «Орфей и Эвридика, или Душа философа». А 22 февраля -- Кельнский камерный хор и оркестр старинных инструментов Collegium Cartusianum играют и поют ораторию Генделя «Мессия». Причем исполнительские и репертуарные раритеты в сезоне на том не закончатся.
Юлия БЕДЕРОВА