Американский автопром фактически лишился последней надежды получить финансовую помощь в период кризиса. Сенат США заблокировал законопроект о выделении кредита в 14 млрд долл. крупнейшим американским автоконцернам -- General Motors и Chrysler, находящимся в тяжелом экономическом положении. Хотя еще в середине прошлой недели казалось, что GM и
Chrysler могут праздновать победу после того, как палата представителей конгресса США одобрила этот законопроект. Теперь спасти концерны от неминуемого банкротства, как считают эксперты, может только администрация Джорджа Буша, выделив средства из общего антикризисного фонда (фонд сформирован в объеме 700 млрд долл.). Впрочем, ранее администрация президента выступала против такого варианта помощи. После решения сената акции GM рухнули на 51%.
Представители General Motors и Chrysler утверждали, что без срочной помощи уже к концу года они останутся без денег, необходимых для погашения задолженностей перед поставщиками и по социальным выплатам. В то же время Ford отказался от государственной помощи, заявив, что не испытывает проблем с ликвидностью. Сообщалось, что GM до конца года необходимо 11 млрд долл., а Chrysler -- 4 млрд. Для получения таких денег руководство этих компаний фактически согласилось на любые меры -- отказаться от личных самолетов, от своих зарплат, выразило готовность заняться более глубокой реструктуризацией бизнеса и даже перейти под единое управление «автомобильного царя» -- чиновника,
который бы встал у руля всей «большой тройки» на время кризиса и контролировал бы не только использование кредитов, но и деятельность автоконцернов. Кроме того, они даже согласились на выдачу правительству варрантов на акции компаний на сумму, составляющую 20% от суммы кредита.
Сейчас финансовое положение GM, по оценкам экспертов, самое тяжелое из всей «детройтской тройки», и многие аналитики признают концерн фактически банкротом. Конгрессмены на прошлой неделе потребовали уволить руководителя GM Рика Вагонера, считая его главным виновником многомиллиардных задолженностей крупнейшего в мире автопроизводителя. И уже практически никто не сомневался в его отставке. Да и сам г-н Вагонер признал в сенате, что были «сделаны ошибки». Среди таковых он отметил «неспособность обеспечить гибкость операций и недостаточно быстрый переход к инвестициям в производство небольших, экономичных автомобилей».
В то же время ни эти заявления, ни даже призыв Джорджа Буша и Барака Обамы проголосовать за законопроект о помощи автопроизводителям не смогли изменить ситуацию. За документ проголосовали 52 сенатора из необходимых 60 голосов, против -- 35. По данным The Wall Street Journal, камнем преткновения в переговорах, длившихся целый день в сенате, стала реструктуризация долгов автокомпаний, а также приведение заработной платы рабочих к уровню азиатских конкурентов. По последнему вопросу республиканцы настаивали, чтобы профсоюзы согласились на снижение в 2009 году, демократы же предлагали более длительный период. «Мы были в трех словах от правильного решения», -- заявил после заседания конгресса сенатор-республиканец Боб Кокер. «Не самый приятный подарок к Рождеству и для самих компаний, и для ее работников», -- добавил лидер демократического большинства в сенате Гарри Рейд.
Теперь, по словам г-на Рейда, до января следующего года законодатели не смогут вернуться к рассмотрению этого документа. Впрочем, как пишет WSJ, General Motors и Chrysler все же не теряют надежды, рассчитывая, что Белый Дом все же даст указание минфину выделить им кредиты. После голосования в сенате администрация президента Джорджа Буша заявила, что готова рассмотреть все варианты дальнейших действий. Их непринятие повлечет за собой гигантские увольнения в отрасли (сегодня концерны поддерживают три миллиона рабочих мест в стране), что повергнет экономику США в еще больший хаос, полагают американские аналитики.