|
|
N°229, 10 декабря 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Хорошо, когда государство получает деньги от бизнеса"
Генеральный директор IATA Джованни БИЗИНЬЯНИ ответил на вопросы обозревателя «Времени новостей» Михаила КУКУШКИНА.
-- Под вашим руководством IATA выступает за «открытое небо» и свободный доступ иностранных инвесторов к национальным рынкам авиаперевозок. Российское правительство, например, занимает прямо противоположную позицию. Оно считает, что в такой большой стране, как Россия, гражданская авиация -- это больше, чем бизнес. И поэтому абсолютно необходимо сохранять его под государственным и национальным контролем, даже когда это противоречит экономической целесообразности. Можете ли вы поспорить с таким доводом?
-- Это правительственная точка зрения. Мы уважаем точки зрения всех правительств. Есть маленькие островные государства, которые говорят то же самое: у нас остров, и мы должны гарантировать транспортное сообщение. Это нормальная позиция. Мы только говорим, что это устаревшая позиция. Мир развивается. Раньше, 25 лет назад, все страны, в том числе и моя собственная -- Италия, разделяли такой подход. Теперь, к счастью, многие понимают, что в области авиации роль государства сводится к немногим базовым вещам: безопасность полетов, авиационная безопасность, экология. Но в остальном мы теперь считаем, что авиация должна управляться подобно любому обычному бизнесу, как производство автомобилей, например. Авиапредприятия должны иметь возможность конкурировать и предоставлять качественный сервис.
Мир меняется медленно. Но мы видим, как постепенно новые подходы отвоевывают себе место. Например, в Азии недавно не было никакого «открытого неба». Но вот теперь страны Азиатско-Тихоокеанского региона заключили между собой соглашение о «частично открытом небе». Это правило будет действовать только на маршрутах между их столицами.
-- Многие страны, не только Россия, ограничивают право иностранцев инвестировать в авиакомпании. Обоснованием таких запретов служат опасения, что иностранцы, если компания перестанет быть им выгодной, просто закроют ее, не считаясь с интересами граждан и государства.
-- Посмотрите на национальную авиакомпанию страны, где находится штаб-квартира IATA, -- Швейцарию. Swiss Airlines на 100% принадлежит немецкой Lufthansa. Пять лет назад, когда государство продавало Swiss немцам, тоже было много опасений. Не закроют ли немцы компанию, не отменять ли маршруты внутри Швейцарии и т.п. И вот сейчас -- компания летает, приносит прибыль. Ее клиенты вряд ли задумываются, кому она принадлежит. Государство получает с нее какие-то деньги. Ведь это хорошо для государства, когда оно получает деньги от бизнеса?
|