|
|
N°229, 10 декабря 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Рухнувший гигант
«Хонда» ждет покупателей ликвидированной команды
Межсезонье в «Формуле-1» только началось, и не все успели еще отдохнуть после сверхнапряженного чемпионата, как разразилось ЧП, затрагивающее если не все будущее Больших призов, то сезон 2009 года точно. Без сомнения, кризис, душащий мировую экономику, рано или поздно должен был ударить по такому дорогостоящему спорту, как «Формула». Многомиллионные затраты на содержание команд, которые позволяли себе их владельцы до наступления режима жесткой экономии, будь то автоконцерны или крупные компании из других бизнес-областей, особенно на фоне массовых увольнений выглядят форменным издевательством. Но и забывать о том, что автогонки, как и футбол, по зрительскому интересу давно перешли в явление социальное, тоже не стоит. А для автопроизводителей «Формула» всегда несла в себе еще и рекламную функцию, зачастую даже более мощную, чем традиционные методы продвижения собственных товаров.
Так что все, кто задействован в жизни этого огромного предприятия, осознают всю ответственность перед обществом, чтобы рубить с плеча, отказываясь от участия в чемпионате. И все же не всем оказалось по силам перетерпеть этот сложный период. Причем сдали нервы у хозяев не самой бедной конюшни. Компания «Хонда», выделившая на команду в 2008 году без малого 400 млн долл., решила покинуть «Формулу-1». Это известие вызвало настоящий шок в мире автогонок, так как такое поспешное бегство столь мощной боевой единицы с фронта антикризисной войны могло стать началом цепной реакции отказов других команд. Пока паники удалось избежать, хотя без следа этот японский сюрприз не останется.
Своим решением «Хонда» спутала карты многим игрокам. Прежде всего владельцу коммерческих прав «Формулы» Берни Экклстоуну и президенту Международной автомобильной федерации Максу Мосли. Ведь именно они в свое время сделали ставку на привлечение в Королевские гонки мировых автогигантов, что привело к вымиранию как класса команд, содержащихся на средства частных владельцев, неспособных противостоять глубоким кошелькам концернов. Необузданный рост расходов начался как раз тогда, когда в «Формулу» один за другим пришли практически все ведущие бренды автопрома: «Мерседес», «Рено», «Хонда», БМВ, «Тойота». И этот список можно продолжить, если вспомнить печальную судьбу «фордовского» «Ягуара» и неудачную попытку «Пежо». Из так и не приобщившихся к Большим призам марок стоит упомянуть разве что «Фольксваген». И вдруг из здания, что с таким трудом наконец удалось возвести Экклстоуну и Мосли, выпал блок такой величины, что прочность всей конструкции оказалась под угрозой.
Хондовские власти уже в начале года стали фактически могильщиками другой японской конюшни, «Супер Агури», отказав ей в поставке клиентских моторов. Найти другого поставщика в ходе уже начавшегося чемпионата «частники» не смогли, и команда снялась с соревнований, а потом и вовсе прекратила существование, распродав оставшееся имущество. Теперь японцы сделали харакири собственной команде, за тем исключением, что об отказе содержать команду начальство объявило заранее, возможно, надеясь хоть как-то компенсировать потери. То, что на команду, имеющую развитую технологическую базу, штат квалифицированных специалистов и практически готовое шасси, соответствующее регламенту будущего года, покупатели найдутся, можно не сомневаться. Тем более что в «Хонде» хоть и не назвали конкретную цену, но объявили, что она будет небольшой.
Уже сейчас говорят о трех вероятных претендентах на теперь уже бывшую «Хонду Расинг». Как всегда, когда речь заходит о таких дорогих приобретениях, называют неких безымянных инвесторов с Ближнего Востока, но есть и вполне конкретные имена, тесно связанные с миром Больших призов. Одним из них является Дэйв Ричард, возглавляющий компанию «Продрайв», специализирующуюся на автоспортивном бизнесе. Когда-то он руководил командой «БАР», которую затем купила как раз «Хонда», так что судьба может сделать интересный зигзаг. В 2008 году Дэйв уже пытался вернуться в «Большой цирк», но перед началом сезона ему не удалось найти общий язык с поставщиками двигателей из «Макларена», и от этой идеи пришлось отказаться. И вот теперь англичанину представился реальный шанс вновь попробовать свои силы в «Формуле-1». Правда, сам Ричард на этот раз проявляет осторожность -- куда выведет кризисная кривая, до сих пор неизвестно, так что с такими покупками люди теперь не спешат.
К тому же это может быть не последнее предложение на рынке свободных «формульных» команд. Несмотря на твердые заверения со стороны оставшихся заводских команд о намерении продолжать участие в чемпионате мира, угроза недосчитаться на старте сезона еще несколько участников велика. В группу риска входит конюшня Фрэнка Уильямса, потерявшая сразу нескольких важных спонсоров, среди которых были крупные финансовые учреждения. Англичанам остается надеяться на более тесное сотрудничество с «Тойотой», у которой они покупают двигатели. Если дела пойдут настолько плохо, что встанет вопрос о дальнейшем существовании команды, то может случиться, что «Уильямс» перейдет под контроль японцев полностью. Несколько лет назад один из старейшин Больших призов отказался от подобного союза с БМВ, но сегодня времена изменились, и сэру Фрэнку уже в одиночку команду не спасти.
Еще один кандидат на вылет -- «Форс-Индия», держащаяся на голом энтузиазме своего владельца. Хватит ли его средств и энергии надолго? И будет ли спрос на его товар в случае, если он захочет расстаться со своей дорогой игрушкой? На продажу также может быть выставлена «Торо Россо»: Дитеру Матешитцу хватит и одной «Ред Булл». Но теперь, пережив уход «Хонды», «Формула-1» должна бороться за любого, кто еще пытается сохранить свое место в рядах самого престижного автоспортивного чемпионата планеты, будь то гигант или карлик.
Дмитрий СИТНИК