|
|
N°226, 05 декабря 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Владимир Путин. Избранное
О работе премьер-министром
Главное, конечно, не кресло, а обязанности, которые порождает та или иная должность в стране, в государстве. Для меня это не новая работа. Известно, что в 1999 году я уже возглавлял правительство, да и будучи президентом страны, постоянно в очень тесном контакте с правительством работал. Так что эта работа требует, конечно, большой отдачи, безусловно, особенно в современных условиях. Но что делать, это большое счастье, что судьба дает возможность послужить стране и на этом месте.
О мировом финансовом кризисе
То, что происходит сегодня в нашей экономике, является следствием мирового финансового кризиса. Сегодня это никому не нужно доказывать, это очевидный факт: кризис начался в Соединенных Штатах, которые, по сути, в результате своей финансовой и экономической политики довели до кризиса и "заразили" этим кризисом экономики практически всех ведущих стран мира. Безусловно, это коснулось и нас, и мы с этим столкнулись, но в целом, если говорить о результатах 2008 года, несмотря даже на негативное влияние мирового финансового кризиса на экономику России, результаты по году в целом у нас являются хорошими. Я напомню эти цифры. Мы планировали рост экономики несколько более 7%, 7,5% примерно -- у нас рост экономики составит около 7%, примерно 6,8, может быть, 6,9%. Это хороший показатель. Но, конечно, для нас важны социальные последствия того, что мы делаем: рост реальной заработной платы будет примерно 12,6%, рост реальной пенсии составит 12 с небольшим процентов, а в номинальном выражении это будет процентов 25; росло промышленное производство -- почти 5% (4,8). Что касается сельского хозяйства, то оно показало вообще рекордные результаты за многие предыдущие годы. Рост в процентах был 8,8. Вы знаете, рекордный сбор урожая, зерновых -- свыше 100 млн тонн, такого давно не было у нас. Правда, есть проблемы, связанные с ростом инфляции. Планировалось 12 с небольшим процентов. Мы скорее всего по итогам года выйдем на 13%. Связано это с мировым кризисом и с тем, что Центральный банк, Министерство финансов вынуждены были вбросить в экономику большой объем ликвидности денежных средств. Это, конечно, повлияло тоже на инфляцию. Но в целом, повторяю, даже несмотря на мировой финансовый кризис, по году результаты хорошие.
О поддержке реального сектора
Мы приняли решение о том, чтобы поддерживать реальный сектор и через банковскую систему, и напрямую (что такое напрямую, я сейчас скажу) через банковский сектор. Для того чтобы поддерживать предприятия реального сектора, мы выделили 175 млрд руб. Это долгосрочные кредиты, которые должны быть направлены предприятиям реального сектора. При этом мы будем требовать от банков, чтобы они по трем секторам давали нам информацию о том, в каком объеме они намерены эти сектора кредитовать. Какие это сектора? Это сельское хозяйство, это оборонно-промышленный комплекс и это малый и средний бизнес, и еще длинный список отраслей, которые мы рекомендуем для финансирования. Я исхожу из того, что и этого может быть недостаточно. Мы в настоящий момент проводим анализ того, как работает банковская система. Там сегодня не проблема ликвидности существует, там существует проблема доверия -- и между самими банками, и между банками и предприятиями реального сектора. Конечно, мы будем настаивать разными способами на том, чтобы государственные деньги дошли до получателя. Но и этого может быть недостаточно, и тогда мы будем использовать другие инструменты. Какие? Например, входить напрямую в капиталы крупных компаний, там, где государству, а значит, и налогоплательщику в конечном итоге это будет выгодно; в такие предприятия, которые являются основой экономики всей Российской Федерации. Мы не исключаем, что эти инструменты могут быть применены достаточно широкомасштабно.
О резервных средствах
Мы не будем допускать и не допустим резких скачков в экономике и резких скачков курса национальной валюты. Для этого, для того чтобы обеспечить интересы и граждан, и экономики, мы, если потребуется, а мы уже это делали, будем аккуратно использовать и золотовалютные резервы, и другие фонды, которые имеются в распоряжении правительства. Если мы будем проводить взвешенную, осмысленную и ответственную экономическую политику, нам этих средств достаточно.
О росте тарифов
Мы можем потребовать от инфраструктурных монополий во всяком случае снижения темпов роста тарифов, имея в виду, что стоимость материалов, которые они должны закупать для осуществления своих инвестиционных программ, в связи с происходящими в экономике событиями все-таки тоже падает. Будем стараться минимизировать эти последствия для граждан.
О безработице
Надеюсь, что массовой безработицы у нас не будет. Хотя мы видим из того, что происходит на рынке труда, что количество людей, которые временно утратили работу, конечно, возрастет. Сейчас у нас зарегистрированных безработных примерно миллион 700 тыс., будет чуть больше 2 млн. Конечно, мы должны соответствующим образом реагировать. Я уже говорил об этом. Это важный вопрос, поэтому я повторю еще раз. На федеральном уровне для службы занятости мы выделим дополнительные ресурсы, думаю, от 10 до 50 млрд руб., с тем, чтобы федеральная служба могла быстро реагировать на происходящие события и вести свою работу по нескольким направлениям. Первое, воспользоваться ситуацией на рынке труда, чтобы подготовить работников к следующему циклу подъема экономики и подъема отдельных отраслей и мировой, и российской экономики, вложить свои деньги вместе с предпринимателями и регионами для переподготовки кадров. Второе, чтобы способствовать трудовой миграции, помочь людям получить работу в соседних регионах. В-третьих, побудить крупные компании к осуществлению своих проектов именно в проблемных регионах. Это касается строительства инфраструктуры: и дорог, и железных дорог; это касается строительного сектора в целом. Наконец, я уже говорил о том, что это крайняя мера, но все-таки считаю это тоже обоснованным: мы существенно повысили пособие по безработице -- до 4900 руб. Если иметь в виду, что у нас пенсия 4500 руб., то это все-таки значительные средства. Хотя я понимаю, что эти деньги человек будет получать не всю жизнь, а достаточно короткий период времени, но за это время должны включиться и регионы, и Федеральная служба занятости.
О сроках окончания кризиса
И специалисты в разных странах, эксперты в нашей стране по-разному оценивают перспективы развития мировой экономики и его влияние на экономику Российской Федерации. Некоторые считают, что уже в конце второго, третьего квартала следующего года мировая экономика, а значит, и российская выйдут на тренд подъема. Откровенно скажу, что таких немного. Большее количество экспертов склоняются к тому, что реально подъем обозначится где-то весной 2010 года. Но в любом случае, хочу это подчеркнуть, говорил уже об этом в ходе нашей сегодняшней дискуссии, Россия и не такие проблемы решала, и не такие сложные вершины брала, преодолевала и не такие сложности, с которыми мы сталкиваемся сегодня. Мы и эти проблемы преодолеем, если будем вести себя ответственно, будем вести себя собранно и целенаправленно решать те сложные вопросы, которые стоят сегодня перед экономикой и социальной сферой Российской Федерации. У нас для этого есть все возможности, нужно только, как это часто бывало, когда Россия сталкивалась со сложностями и проблемами, сплотиться вокруг интересов народа и решать их сообща.
Об отношениях с США
Обычно всегда, когда происходит смена власти, в любой стране, тем более в такой супердержаве, как Соединенные Штаты, какие-то изменения происходят. Мы очень рассчитываем на то, что это будут позитивные изменения. Сейчас мы видим эти позитивные сигналы. В чем они заключаются? Ну вот обратите внимание на встречи министров иностранных дел стран -- членов НАТО. И Украине, и Грузии отказано в плане действий по присоединению к альянсу. Мы уже на экспертном уровне -- от людей, которые очень близки к вновь избранному президенту и его окружению, его помощникам, -- слышим о том, что с этим не надо спешить. Не нужно портить отношения с Россией. Мы уже слышим о том, что нужно еще раз взвесить целесообразность размещения третьего позиционного района систем противоракетной обороны в Польше и радара соответственно в Чехии. Мы слышим о том, что необходимо выстраивать отношения с Россией, учитывая ее интересы. Если это не просто слова, а если они будут трансформированы в практическую политику, то, конечно, наша реакция будет адекватной. И наши американские партнеры ее сразу почувствуют.
О проведении Олимпиады в Сочи
Что касается Олимпиады, то эти решения (перенос Олимпиады в другую страну. -- Ред.) принимаются не политиками, а МОК. И я очень рассчитываю на то, что так же, как и в прежние десятилетия, деятельность МОК не будет политизироваться. Это во-первых. А во-вторых, несмотря на попытки некоторых западных политиков защитить своих клиентов в руководстве Грузии, которые развернули кровавую агрессию против Южной Осетии, все-таки на данный момент времени, а в будущем -- еще больше, будет укрепляться мнение о том, что виновниками этой агрессии и того кровопролития, которое было развернуто на Северном Кавказе, и в южной его части, касающейся Южной Осетии, являются все-таки нынешние руководители Грузии. Поэтому не вижу никаких оснований пересматривать решение МОК по организации и проведению Олимпийских игр 2014 года в Сочи.
|