|
|
N°225, 04 декабря 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Субъекты российской регистрации
ГИБДД обещает упростить постановку автомобилей на учет
Ставить машину на учет и проходить технический осмотр можно будет вне зависимости от места жительства автовладельца. С таким обещанием вчера выступил департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России. Правда, в сообщении, появившемся на официальном сайте ДОБДД, не уточняется, когда именно новый порядок регистрации и техосмотра вступит в силу. Представители автоинспекции говорят лишь о том, что в ДОБДД «прорабатываются эти вопросы». Впрочем, отмечается в официальном сообщении, уже с 1 декабря нынешнего года региональным управлениями Госавтоинспекции «было предложено организовать исполнение указанных функций» в пределах субъекта федерации -- таким образом, автовладельцы получили возможность поставить свое авто на учет если не в любом уголке России, то по крайней мере в своем регионе.
О такой «либерализации» государственного учета транспорта руководители автоинспекции говорят уже не первый год. И, по мнению президента Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктора Травина, в ГИБДД могли бы ставить себе задачи и помасштабнее. В частности, считает адвокат, логичнее всего было бы вообще отменить жесткую привязку регистрации автомобиля к месту жительства его владельца -- то есть снять ограничения не только в пределах отдельно взятых регионов, но и по России в целом. «Предположим, что человек был вынужден надолго уехать из одной области в другую, и за это время подошел срок прохождения ТО. Ему говорят: сперва оформи временную регистрацию, затем временно зарегистрируй у нас машину, а потом уже проходи техосмотр, -- заметил г-н Травин в беседе с корреспондентом «Времени новостей». -- Но если везде по России есть одинаковые пункты инструментального контроля, которые выдают одинаковые талоны техосмотра, то какое значение имеет географическая точка прохождения ТО?»
Однако логика автовладельцев и юридические права граждан вступают в явное противоречие с техническими возможностями автоинспекции. Ведь и эти послабления с понедельника действует далеко не во всех регионах. И в ДОБДД ссылаются на необходимость учитывать «как технические возможности подразделений, так и местные условия (географические, климатические и т.д.), влияющие на сроки подготовки соответствующих линий связи».
Тем не менее, как заявляют представители департамента, к настоящему моменту более половины региональных управлений ГИБДД уже «начали осуществлять регистрацию транспортных средств и проведение государственного технического осмотра вне зависимости от места жительства собственника в пределах региона».
Напомним, что ныне действующие правила достаточно жестко «привязывают» автолюбителя к определенной точке на географической карте России: техосмотр должен проводиться исключительно по месту регистрации автомобиля, а водительское удостоверение в свою очередь выдается только по месту прописки или регистрации гражданина. В прошлом году автолюбители пытались оспорить этот порядок в Верховном суде, но высшая инстанция признала претензии истцов необоснованными. В августе 2007 года ВС подтвердил, что получить права можно лишь по месту прописки, а в октябре суд вынес решения по поводу ТО, установив, что постановление правительства, которое устанавливает правила прохождения техосмотра исключительно по месту регистрации автомобиля, также не нарушает нормы закона. Тогда, комментируя вердикт судей, представитель МВД в ВС Гайк Марьян пояснил, что техосмотр проводится по территориальному признаку, дабы распределить нагрузку между подразделениями автоинспекции. «В одном подразделении может быть зарегистрировано только определенное количество машин, поэтому количество автомобилей, представленных на техосмотр, не может превышать числа зарегистрированных транспортных средств», -- пояснял г-н Марьян тогдашнюю позицию МВД.
Теперь же департамент обеспечения безопасности дорожного движения обещает параллельно с освобождением процедуры регистрации и прохождения ТО от «привязки к месту», подготовить проекты документов, призванных упростить и сам порядок прохождения этих процедур. Так, в опубликованном в среду заявлении ДОБДД, говорится о том, что «в ближайшее время» в силу вступит Административный регламент, который, по замыслу его разработчиков, должен «исключить избыточные действия для граждан и организаций при их обращениях в регистрационные подразделения ГАИ». В частности, говорится о том, что этим регламентом «упрощается порядок временной регистрации ТС по месту их фактического нахождения», а также сокращается перечень документов, подлежащих обязательной сдаче в регистрационные подразделения».
«Такого рода регламент, по идее, призван сделать процесс регистрации менее растянутым во времени, -- комментирует предложения автоинспекторов Виктор Травин. -- Но ускорять процесс нужно не за счет того, что какой-то сотрудник Гостехнадзора будет быстрее бегать от стола к столу. Необходимо сокращать количество документов, которые нужно представить для регистрации ТС». А перечень этих документов устанавливается не регламентами ДОБДД, а документами более высокого уровня.
«Наивно говорить о том, что какой-то технический регламент может упростить порядок регистрации, -- подчеркивает президент Коллегии правовой защиты автовладельцев. -- Для этого нужно вносить изменения на уровне актов исполнительной власти -- напомню, что сейчас продолжает действовать постановление правительства №880, принятое 31 июля 1998 года «О порядке проведения государственного техосмотра транспортных средств», которое и определяет схему прохождения ТО. А в приказе МВД №59, который также никто не отменял, записано, что таких бумаг должно быть порядка десяти». Для сравнения, замечает Травин, в Европе для этого требуется один документ -- водительское удостоверение. Пока не изменено законодательство в целом, к заявлениям ДОБДД сложно относиться всерьез, полагает юрист.
Михаил МОШКИН