Соответствующий указ он подписал еще 6 декабря. В принципе в первые же недели работы в Ингушетии г-н Евкуров дал понять, что в отличие от своего предшественника намерен считаться с представителями местной оппозиции, и среди прочих в его «команду» уже вошли некоторые региональные политики, не поддерживавшие г-на Зязикова. Однако даже на этом фоне последнее кадровое решение может считаться своего рода революционным.
Г-н Плиев до последнего времени считался одним из самых активных членов местной оппозиции, а в последнее время он официально представлял интересы семьи другого видного оппозиционера, владельца сайта «Ингушетия.ру»
Магомеда Евлоева, застреленного в августе 2008 года в милицейской машине. Именно г-н Плиев открыто заявлял, что Магомед Евлоев стал жертвой откровенной расправы властей над неугодным политиком, и настаивал на привлечении к ответственности среди прочих и уже бывшего главу МВД республики Медова. (По официальной версии следствия, которую пытался опровергнуть г-н Плиев, Магомед Евлоев погиб в результате якобы непроизвольного выстрела в голову во время доставки на допрос.) В новой же должности г-н Плиев теперь будет курировать и координировать работу как раз силового блока республики -- милиции, прокуратуры и ФСБ, то есть тех, кого он ранее жестко критиковал. По словам самого советника, такое решение г-на Евкурова направлено «на стабилизацию обстановки в республике, которая все еще остается весьма непростой».
«В мою компетенцию попали все проблемы, о которых говорила оппозиция, -- рассказал корреспонденту «Времени новостей» г-н Плиев. -- Это и пытки, и похищения, и внесудебные казни, которые были возможны, на мой взгляд, благодаря бездействию этих органов или их пассивной деятельности. Сегодня, я думаю, и эту мысль я уже высказывал президенту, деятельность этих органов должна быть прозрачной. То есть если проводится зачистка какой-то местности, то она не должна носить устрашающий характер для населения, а должна проходить рамках закона. Вот для этого и нужно их координировать. Чтобы, например, если проводит операцию ФСБ, то обязательно присутствовала прокуратура. А то пока получалось так, что правая рука не знала, что делает левая. Сам президент не может ежедневно проверять их работу, а недочетов в работе милиции огромное множество. Вот в мои полномочия и будет входить именно этот вопрос. Тем более что в республике сейчас ситуация непростая и часто необходимо, чтобы решения принимались моментально».
Пока, по словам г-на Плиева, он только входит в курс дела. «Конкретный план действий будет разработан в ближайшее время после изучения обстановки. Одно дело, когда мы смотрели на все происходящее со стороны оппозиции -- а оппозиция по определению предполагает несогласие с властью. Теперь же я должен на все взглянуть по-другому, с учетом новой информации. В ближайшее время будет горячая линия с президентом, по результатам которой я подготовлю ему рекомендации, что нужно сделать в первую очередь».
Г-н Плиев отметил, что он один, конечно, не может сразу изменить ситуацию, которая складывалась не один год: «Здесь нужно нечто более серьезное, чем простое получение справок или предоставление информации президенту, нужен комплекс мер. Если все силовые органы не будут работать слаженно, толку не будет». Новый советник не исключил, что для этого, не исключено, будет рекомендовать президенту «своих людей». Пока же он оказался в «команде» г-на Евкурова единственным представителем «открытой» оппозиции, жестко выступавшей против прежних властей республики.
Г-н Евкуров вступил в должность президента Ингушетии 30 октября и почти сразу провел ряд встреч с представителями оппозиции, к числу которых относились многие авторитетные в республике люди. Уже через две недели в руководстве региона начались кардинальные перестановки. На пост республиканского вице-премьера был назначен Магомед-Сали Аушев -- дальний родственник первого ингушского президента Руслана Аушева. Новым главой МВД Ингушетии стал Руслан Мейриев, до этого работавший в ГОВД Нижневартовска. Хотя последнее назначение делал не сам г-н Евкуров (главы региональных МВД-УВД назначаются президентом по представлению МВД РФ), оно лишний раз показало не только его связи в федеральном центре, но и желание максимально дистанцироваться от всех политических сил, в последнее время буквально раздирающих республику.
В связи с этим, кстати, назначение Мусы Плиева представляется вполне логичным с точки зрения выстраивания системы «сдержек-противовесов». С одной стороны, он известный в республике критик прежней власти, официально представляющий интересы семьи оппозиционера, по его мнению, убитого этой властью. С другой стороны, г-н Плиев с этой самой властью знаком неплохо. Как оказалось, некогда он пусть и не долго, но работал при г-не Зязикове также советником президента и уже с этой должности ушел в оппозицию.
По признанию г-на Плиева, предложение Юнус-Бека Евкурова не стало для него большой неожиданностью. По его словам, президент уже не раз консультировался с ним по разным вопросам. Впрочем, раздумывал над этим предложением г-н Плиев все равно долго.
Дело об убийстве Магомеда Евлоева, несмотря на то, что со статусом адвоката ему придется проститься, г-н Плиев бросать не намерен. «В деле остается еще два моих коллеги, и я буду следить за ним, чтобы довести его до конца. Магомед, помимо всего прочего, был еще и моим другом», -- сказал он.