|
|
N°222, 01 декабря 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Грузия рвет дальше
Саакашвили назвал условия восстановления отношений с Россией
Грузия теперь раздружилась не только с Россией, но и с Никарагуа. Причина одна и та же -- обе страны признали независимость Абхазии и Южной Осетии. В субботу, 29 ноября, грузинский МИД направил ноту о разрыве дипломатических отношений, установленных с Манагуа 14 лет назад, в миссию этой латиноамериканской страны в ООН. Посольствами Грузия и Никарагуа обменяться не успели, поэтому выдворения дипломатов и членов их семей не последует.
Никарагуанский президент Даниэль Ортега заявил о признании Абхазии и Южной Осетии еще 3 сентября, спустя всего несколько дней после того, как это сделал его российский коллега Дмитрий Медведев. На вопрос, почему разрыв отношений не последовал немедленно, в МИД Грузии "Времени новостей" объяснили, что "соблюдались внутренние процедуры". То есть решение президента Никарагуа должно было быть подтверждено в его стране депутатами и оформлено внешнеполитическим ведомством. Некоторые обозреватели в Тбилиси не исключают и того, что демарш Грузии был приурочен к последнему дню пребывания в Латинской Америке Дмитрия Медведева, который посетил Перу, Бразилию, Венесуэлу и Кубу.
В самих Абхазии и Южной Осетии рассчитывают, что примеру Никарагуа последуют другие страны региона. Как сказали "ВН" в абхазском МИДе, его глава Сергей Шамба на днях принял консула Никарагуа на Кипре Хуана Карлоса Лакайо, прибывшего в Сухуми неофициально, по личной инициативе.
В начале декабря временная парламентская комиссия Грузии, которая в течение двух месяцев заслушивала руководителей страны по августовской войне, представит свои соображения об их ответственности за происшедшее. В комиссию вошли десять депутатов -- как от правящего "Единого национального движения", так и от оппозиции. В честь завершения этой работы в минувшую пятницу, 28 ноября, в парламенте выступил президент Саакашвили.
Среди прочего его спросили и о том, когда и на каких условиях могли бы быть восстановлены дипломатические отношения с Россией. Судя по всему, это отдаленная перспектива. Заверив российский народ в "любви и уважении", сказав, что «может часами читать Мандельштама, Есенина, Высоцкого, Окуджаву», Саакашвили оценил уровень отношений между двумя странами как "кошмарный". По его словам, недопустимо, чтобы "Россия имела на территории Грузии три посольства": в Тбилиси, а также в Сухуми и Цхинвали. (Скоро в посольстве Швейцарии в Грузии будет создана секция интересов России. Представлять Грузию в России взялись шведы.)
Саакашвили также заявил, что никогда не оскорблял российских руководителей, хотя это якобы служит причиной их личной неприязни к президенту Грузии. А решение воевать в Южной Осетии он назвал "тяжелым", но необходимым, чтобы «адекватно» ответить на "интервенцию" России. По его словам, ни США, ни другие партнеры Грузии не зажигали «зеленый свет» на операцию.
Однако в интервью грузинской газете "Резонанс" генерал Бадри Бицадзе, возглавлявший в августовский кризис грузинскую пограничную полицию, рассказал, что президент и его окружение давно готовились к возможным военным действиям против Абхазии и Южной Осетии. По этому поводу генерал готов дать объяснения международной комиссии, которая под эгидой Евросоюза будет расследовать обстоятельства летнего кризиса на Кавказе. В этом месяце генерал подал в отставку, чтобы не мешать своим пребыванием на ответственной должности деятельности своей супруги, бывшего спикера парламента Нино Бурджанадзе, перешедшей в оппозицию президенту.
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси