|
|
N°222, 01 декабря 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дорога к спасению храма
Сергиевское подворье в Иерусалиме еще можно отреставрировать
В начале октября этого года израильское правительство приняло решение о передаче в российскую собственность Сергиевского подворья в Иерусалиме, которое когда-то было постоялым двором для православных паломников. Сегодня, по истечении почти двух месяцев, благодарность сменяется желанием и осознанной необходимостью приступить к восстановительным работам. Однако от израильтян пока нет разрешения на производство реставрационных ремонтных работ. Ведь официально передача российской стороне Сергиевского подворья еще не состоялась. Как стало известно «Времени новостей», судебные органы Израиля еще не дали ответа по поводу одного из исков местного общества охраны природы, которое занимает в подворье часть комнат.
Между тем целенаправленную реставрационную работу по реанимации здания важно начать уже сейчас. Пришло время действий. Пора реставраторам, архитекторам приступить к комплексному научному исследованию и составлению проектно-сметной документации для реставрации, консервации, ремонта и приспособления к современным техническим требованиям этого памятника истории и культуры, чтобы далее приступить к реализации реставрационно-ремонтных работ. Так что хотя бы на проведение обмеров, определение объема задач можно было бы дать разрешение и допустить специалистов на объект.
У автора этих строк есть аргументы, которые, надеюсь, убедят интеллигенцию и общественность многонационального Израиля. Взгляните на сегодняшний Санкт-Петербург. Среди великолепных архитектурных ансамблей сияют две жемчужины -- Хоральная синагога и Соборная мечеть. Время постройки Хоральной синагоги -- 1881--1883 годы, Соборная мечеть возведена в 1910--1914 годах. Судьбы их одинаковы: открывались, закрывались, опять открывались. Однако эти памятники сохранены, в настоящее время отреставрированы и являются высотными доминантами исторической застройки города. И в Иерусалиме после реставрации засияет архитектурная жемчужина. К сожалению, пока что мы видим запущенное, заброшенное, разрушающееся здание.
Сергиевское подворье построено в 1880-е годы архитектором, арабом и христианином, Георгием Фрагиа. Абрис здания является одним из градообразующих видов в облике Иерусалима. Внутри здания есть небольшая домовая церковь и трапезная, в которых сохранилась сюжетная настенная живопись на библейские темы. Для Иерусалима и в целом Израиля в контексте развития общеевропейского искусства эти росписи являются эпохальным явлением. Большинство христианских храмов и их внутреннее художественное убранство относятся к 30-м годам ХХ века, а период 80-х и 90-х годов ХIХ века представлен именно русским искусством.
Муниципальные власти Иерусалима в силу разных жизненных обстоятельств десятилетиями не уделяли внимания состоянию сохранности исторического здания. А горожане и гости Иерусалима, проходя мимо находящегося в центре города Сергиевского подворья, не видят, что происходит с монументальной живописью, как она разрушается.
Неудовлетворительное состояние здания -- в отсутствии окон, дверей, протечек по кровле, межэтажных перекрытий и стен. Как следствие, отсутствует стабильный температурно-влажностный режим в помещениях, что привело к деструкции основы, расслоению штукатурного слоя, отслоению и осыпям красочного слоя. В местах протечек образовались высолы (налет. -- Ред.) и плесень. На всех поверхностях идут процессы разрушения связей всех слоев: живописного, грунтового и штукатурного, а также лепного декора.
На постсоветском пространстве есть немало примеров сосуществования параллельных миров разных культур. Например, в украинском городке Белз сохранились святые камни цадиков (ортодоксальных иудеев. -- Ред.) на кладбище, а рядом строится гостиница для иудейских паломников. В украинский городок Умань едут хасиды на поклон. Еще один пример -- еврейское кладбище в Санкт-Петербурге. Список сохранившихся там исторических захоронений известных российских деятелей значителен. Назову только два имени: скульптор, академик Марк Матвеевич Антокольский (1843--1902) и востоковед, сотрудник Министерства иностранных дел Иосиф Бакст (1839--1895). В прошедшем лихолетье это место было неразорвавшейся нитью между национальной традицией и жизнью. Примечательно, что День памяти евреев, жертв фашистского геноцида, был впервые отмечен как раз здесь в апреле 1983 года. Так сливаются наше общее прошлое и настоящее.
Муниципальные чиновники Иерусалима, к сожалению, затягивают принятие решения на проведение предварительных исследовательских работ и обмеров в Сергиевском подворье как раз тогда, когда начинать реставрационные работы нужно как можно скорее, не теряя драгоценного времени. Тем более здесь пока идет речь о реставрации, а не о восстановлении утраченного. Это особенно ценно, так как воссоздание утраченного всегда в той или иной степени является мифотворчеством согласно современным представлениям. Тогда как научная реставрация подлинного произведения искусства собирает в единое то, что действительно существует.
Юлия КОЛОСОВА, реставратор, искусствовед, исследователь монументальной живописи, Санкт-Петербург