Визит российского президента Дмитрия Медведева в Венесуэлу, третью (после
Перу и
Бразилии) страну его латиноамериканской поездки, продлился менее суток, но оказался крайне результативным. За этот недолгий срок президент успел поспособствовать продвижению российского бизнеса на венесуэльский рынок, отменить визы и поучаствовать в масштабных военных учениях в Карибском море. А также получить второй за последние три дня орден за особые заслуги перед континентом.
По прибытии в Каракас г-н Медведев первым делом посетил пантеон главному народному герою Венесуэлы, руководителю борьбы за ее независимость Симону Боливару. Специально для высокого гостя хор и национальные гвардейцы исполнили гимн России на русском языке. После этого, уже у президентского дворца, несмотря на моросящий дождь, встречать г-на Медведева вышел президент Венесуэлы Уго Чавес.
Переговоры гг. Медведева и Чавеса заняли едва ли не меньше времени, чем оглашение их результатов. Одним из главных итогов стало подписание соглашения о сотрудничестве в сфере энергетики. Как пояснил вице-премьер Игорь Сечин, поставивший свою подпись от российской стороны, это первый шаг к созданию нефтегазового консорциума. С российской стороны в нем примут участие "Газпром", ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР и "Сургутнефтегаз". Когда консорциум будет создан, он станет одной из крупнейших нефтедобывающих структур в мире, заявил Уго Чавес.
"Газпром" также подписал соглашение с государственной нефтяной компанией «Петролео де Венесуэла» о совместном изучении блока Аякучо-3 на нефтеносном поясе Ориноко. Кроме того, достигнута договоренность, что в течение двух недель будет подписано соглашение о создании российско-венесуэльского банка. Ну, а чтобы бизнесменам было проще работать, принято решение об отмене визового режима.
Два президента появились на публике в одинаковых темных костюмах, белых рубашках и красных галстуках. Различие было лишь в том, что галстук Уго Чавеса был алого цвета, а Дмитрия Медведева -- цвета бордо. Но уже через минуту внешний вид российского президента претерпел кардинальные изменения. Уго Чавес наградил своего русского друга орденом Освободителя, вручаемым за особые заслуги перед Венесуэлой. Награда состоит из трех частей -- желто-сине-красной ленты, цветов венесуэльского флага, собственно ордена в виде солнца и толстой золотой цепи. Уго Чавес рассказал романтическую историю о том, что венесуэльский триколор был придуман венесуэльским революционером Франсиско Мирандо, дослужившимся в императорской армии до звания полковника, в память о российской императрице Екатерине Великой. Желтый цвет символизирует светлые волосы, синий -- глаза, а красный -- губы. «Так мы полюбили Россию», -- закончил экскурс в историю г-н Чавес.
Дмитрий Медведев ответил, что принимает орден как символ дружеских отношений двух стран. За последние дни он успел стать дважды героем Латинской Америки: несколько дней назад президент Перу Алан Гарсия наградил г-на Медведева орденом «Солнце Перу», вручаемым за особые заслуги перед государством. Заслугой Дмитрия Медведева стало то, что он оказался первым руководителем России, который добрался до Перу за всю более чем полуторавековую историю отношений двух стран. Перед Венесуэлой у него обнаружились аналогичные заслуги. Сюда не приезжал ни один российский лидер за 150 лет дипломатических отношений, хотя Уго Чавес успел побывать в России семь раз. Кроме Москвы, он ездил в Волгоград, Ижевск и Ростов-на-Дону. «Я видел, как скачут лошади по степи, видел, как собирают автоматы Калашникова. Я думаю, я понимаю русскую душу», -- подытожил впечатления от своих поездок по России г-н Чавес. Дмитрий Медведев пригласил его посетить Россию еще раз, в начале следующего года, и на этот раз побывать в Санкт-Петербурге.
Президенты говорили и о международных делах. «По основным проблемам международной жизни наши позиции близки или совпадают. Мы стремимся к полицентричному миру и верховенству международного права», -- заявил г-н Медведев, не открыв, впрочем, этим признанием никакой Америки. А Уго Чавес также высказал свое мнение, впрочем, в очень корректной для него форме. Жестких антиамериканских заявлений, которыми он так знаменит, не прозвучало. Г-н Чавес лишь выразил надежду, что мировой финансовый кризис позволит освободиться от "диктатуры доллара", в которой, по его мнению, и кроется причина кризиса. В рамках борьбы с этой диктатурой Венесуэла совместно с Кубой, Эквадором и Гондурасом приняли решение о создании единой валютной единицы.
Руководители двух великих нефтяных держав не могли не затронуть животрепещущую тему мировых цен на нефть. Справедливой они сочли цену в диапазоне 80--100 долл. за баррель.
После двусторонних переговоров оба лидера отправились на торжественный ужин, куда съехались президенты тех стран континента, которые г-н Медведев не успевает посетить лично. Это лидеры Боливии, Гондураса, Никарагуа (единственной страны мира, кроме России, признавшей независимость Южной Осетии с Абхазией) и Доминиканской Республики.
А наутро лидеры двух стран планировали выйти в Карибское море на российском тяжелом атомном крейсере «Петр Великий». Затем в Карибском море должна была состояться масштабная демонстрация российской военной мощи недалеко от морских границ США. Как известно, целая эскадра российских кораблей прибыла сюда
для участия в совместных военных учениях. Учения начнутся в понедельник, 1 декабря.
Но в амбициозные планы лидеров государств вмешалась погода. Шторм не позволил президентам подойти к «Петру Великому», и выход в открытое море пришлось заменить посещением большого противолодочного корабля «Адмирал Чабаненко». Впрочем, лидеры двух стран опечаленными не выглядели. «Как видишь, совершенство достижимо», -- сказал Дмитрий Медведев своему другу Уго (они перешли на ты при первой же встрече после вступления г-на Медведева в должность президента) по поводу корабля.
Российский президент напомнил, что совсем недавно регион посещали российские стратегические бомбардировщики, а сейчас группа кораблей. «Такое сотрудничество -- залог стабильности в регионе и в целом в мире», -- уверен г-н Медведев. «Я как солдат переполнен эмоциями», -- ответил ему г-н Чавес. После осмотра корабля два лидера зашли в кают-компанию выпить венесуэльского кофе и поговорить с экипажем. «Хочу обратиться к Богу, чтобы он позволил вам провести здесь самые счастливые дни», -- сказал г-н Чавес. Он вновь вспомнил своего знаменитого земляка Франсиско Миранду, рассказал, как впервые увидел море в военном училище, и признался, что чувствует сидящих за столом матросов своими братьями и детьми -- видимо, в зависимости от возраста и звания сидевших.
Прямо на борту "Адмирала Чабаненко" Россия и Венесуэла в присутствии президентов заключили предконтрактное соглашение о поставке двух российских самолетов Ил-96-300 в Венесуэлу. «Впервые на военном корабле подписывается документ о поставках гражданских самолетов. Это символично», -- сказал г-н Медведев другу Уго. Тот согласился.
Российский президент поблагодарил коллегу за теплый прием, признавшись, что чувствует его в буквальном смысле. В кают-компании было действительно довольно жарко. Еще в Лиме Дмитрий Медведев рассказывал, что у него дома стоит бюст Франсиско Миранды. Теперь дом Уго Чавеса будет украшен не хуже. Российский президент подарил ему бюст адмирала Ушакова.