Киев ответил на претензии Москвы по поводу газовых долгов очередным раундом политического противостояния между президентом Виктором Ющенко и премьер-министром Юлией Тимошенко. В минувшую пятницу, на следующий день после
поручения российского президента «Газпрому» взыскать 2,4 млрд долл. по задолженности по поставкам газа, глава Украины собрал совет по национальной безопасности и обороне (СНБО) страны и возложил на правительство г-жи Тимошенко "персональную" ответственность за появление долга и распорядился решить все проблемные вопросы в течение пяти дней. Юлия Тимошенко, которая находилась в это время с рабочим визитом в Швеции, была вынуждена защищаться: она заявила, что «Газпрому» задолжал не «Нафтогаз Украины», а швейцарский трейдер RosUkrEnergo, а по поводу поручения г-на Ющенко вновь сказала, что необходимо покончить с коррупцией в газовом комплексе.
Политический хаос и состояние «войны всех против всех» в Киеве является одним из главных факторов газовой нестабильности в отношениях с Россией. Москва пыталась и продолжает пытаться сыграть на противоречиях украинских президента и премьера. И какое-то время назад стала заметна ставка на г-жу Тимошенко, с которой был налажен весьма конструктивный диалог, в том числе и по газу. Тем удивительнее появление требования срочно вернуть газовые долги, явно ударившего по политическим позициям Юлии Тимошенко. Поскольку получить деньги от находящегося в состоянии технического дефолта «Нафтогаза» и правительства Украины вряд ли возможно, объяснением такого шага может быть острое желание конвертировать газовую задолженность в дополнительные рычаги давления на Киев в будущем и заодно снизить реальные расходы «Газпрома» путем взаимозачета долга с платежом за транзит российского газа в Европу в течение следующего года. Представитель российского газового концерна официально признал, что «Нафтогазу» предлагают зачесть долг в счет услуг по транспортировке на 2009 год. Что является лишним свидетельством того, что в «Газпроме» начали ощущать присутствие финансового кризиса, и «астрономические цифры» текущей выручки, о которых говорил глава компании Алексей Миллер, никого не должны вводить в заблуждение.
На заседании СНБО г-н Ющенко припомнил правительству г-жи Тимошенко все, начиная с кризиса неплатежей за импортный газ в начале года и заканчивая ее заявлениями, что все вопросы по газу решены (она их делала после подписания в октябре с Владимиром Путиным межправительственного меморандума о сотрудничестве в газовой сфере). «То, что сегодня Украина по государственной монополии, руководство которой осуществляет непосредственно правительство, задолжала около 2 млрд, -- это ваша персональная ответственность, -- сказал президент, обращаясь к членам правительства. -- Несколько дней назад вы делали заявления о том, что с газом решено все. Так вот продемонстрируйте на протяжении пяти дней, что с газом вы решили все... Это ваш персональный вопрос. Не втягивайте в это человека и нацию». Более того, г-н Ющенко вновь заговорил о срочном переходе на рыночные цены при импорте газа, как это уже работает в нефтянке. «Сегодня этот вопрос (поставки нефти. --
Ред.) регулирует рынок. И, слава богу, правительство не вмешивается. Это мы должны сделать с отношениями в сфере поставок и потребления газа. Нам нужна экономика... а не шокировать страну каждый день сообщениями -- то договорились, то не договорились», -- подчеркнул глава государства.
В отсутствие главы кабмина возражений от членов правительства Юлии Тимошенко не последовало. Чуть позже она высказалась сама: «Это не долги Украины, а долги RosUkrEnergo, которые остались из бывших периодов, и украинское правительство RosUkrEnergo ничего не должно, -- сообщила премьер. -- Мне кажется, что нужно разобраться с коррупцией в газовом секторе, а не перекладывать какие-то вопросы на Украину и правительство. Я думаю, что как раз нашему правительству удастся покончить с коррупцией в газовом секторе и перейти на прямые прозрачные контракты».
Она также попросила «набраться немного терпения» и «дождаться непосредственно подписания соглашения». «Я думаю, все-таки будет такая цена, как предусмотрено в меморандуме, подписанном мной вместе с Владимиром Путиным и в котором указано, что на рыночные цены мы выходим на протяжении трех лет пропорционально и постепенно», -- ответила она на тираду г-на Ющенко.
Смелость украинского президента, вновь заговорившего о переходе на рыночные цены «здесь и сейчас», объясняется просто. Цены на нефть обвалились, а вслед за ними произойдет и падение экспортных цен на газ. Правда, проявление этого эффекта в полной мере ожидается только к концу второго квартала. А с 1 января равнодоходная цена для Украины объявлена в размере 400 долл. за тысячу кубометров. Но уже летом, если движение на нефтяном рынке не изменится кардинально, газ в Европе будет стоить около 230--250 долл. Впрочем, полгода по 400 долл. и еще полгода по 200 долл. даст среднюю цену для украинской промышленности на уровне 300 долл., что вряд ли можно считать приемлемым уровнем. На это, видимо, и опираются в окружении г-жи Тимошенко. Кроме того, логика премьера исходит из того, что цена нефти может опять непредсказуемо взлететь. И тогда выгода от выторгованного ею переходного периода до 2011 года станет очевидной.