|
|
N°221, 28 ноября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Торможение рейтингов
Социологи разыскивают политические последствия финансового кризиса
Россияне в ноябре ощутили на себе последствия экономического кризиса и стали меньше доверять финансовым институтам. За последний месяц чуть снизились и политические рейтинги. В то же время в массе своей наши граждане продолжают оставаться оптимистами и надеются, что завтра жить станет лучше и веселей. Такие выводы следуют из данных Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и Национального агентства финансовых исследований, презентованных не вчерашней пресс-конференции.
«Кризис пришел, даже на госканалах телевидения это слово стали употреблять, -- констатировал генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров. -- Из финансовой плоскости он переходит в экономическую, но будут и социальные последствия: увольнения, рост безработицы, повышение тревожности. И конечно, встает вопрос о политических последствиях».
После этого г-н Федоров продемонстрировал графики, свидетельствующие о том, что политические рейтинги хотя и не рухнули, но уже пошатнулись вслед за биржевыми индексами. В частности, уровень доверия к институту президентства в ноябре составил 74%, тогда как в июне--сентябре он достигал 79%. Впрочем, гендиректор ВЦИОМ связывает это снижение с тем, что отошла на второй план тема югоосетинского конфликта -- как это водится в России, война прибавила главе государства политических очков. Доля тех, кто одобряет деятельность премьер-министра, в ноябре составила 78%, тогда как в октябре этот показатель был на 1% выше. А в июне работу главы правительства одобрял 81% респондентов.
Уровень одобрения кабинета министров в целом составил в ноябре 53%. В пресс-выпуске ВЦИОМ отмечается, что «это наиболее высокий показатель за два года», хотя вряд ли можно сравнивать уровень доверия к правительству под руководством «технических премьеров» Михаила Фрадкова и Виктора Зубкова с рейтингом кабмина, возглавляемого «национальным лидером» Владимиром Путиным. Вциомовские графики наглядно показывают, что, придя в Белый дом, экс-президент осенил его своим высоким рейтингом. А вот в октябре доверие путинскому правительству высказали чуть больше -- 55% респондентов. Кстати, аналогичные данные опубликовали на днях социологи «Левада-Центра» (см. «Время новостей» за 25 ноября).
Что касается персональных рейтингов, то лично Владимир Путин в июне нравился 61% опрошенных, в октябре 62%, а в ноябре-- 58%. Любопытно, что в пресс-выпуске ВЦИОМ показатель последнего месяца сравнивается почему-то с 2006 годом, когда популярность не премьера, а президента Путина составляла "всего" 50%. Руководствуясь этой логикой, рейтинг Дмитрия Медведева тоже надо было бы сопоставить с данными двухлетней давности: сейчас его поддерживает 43% опрошенных, а в 2006 году доверие к первому вице-премьеру питали всего 7% -- рост популярности налицо! Не заглядывая в такую древность, аналитики выбрали для сравнения июнь текущего года, когда только что вступившему в должность главе государства выражали доверие 40%. Однако в октябре о своей любви к г-ну Медведеву социологам сообщили 46% -- то есть на 3% больше, чем сейчас.
В целом из приведенных данных Валерий Федоров сделал вывод: «Политических последствий кризиса в России не обнаружено». В то же время он признал, что россияне уже почувствовали: «Семь тучных лет закончились, и на смену им приходят годы не такие тучные».
«Да, мы живем в турбулентные времена», -- перехватила инициативу Ольга Кузина, директор Национального агентства финансовых исследований (НАФИ). После этого она представила рейтинг доверия граждан финансовым институтам. Респонденты в ходе опросов давали оценки по трем основным показателям: выгодность, прозрачность и надежность, причем по двум последним параметрам предлагалось оценить как текущую ситуацию, так и дать прогноз на год. Оказалось, что кризис доверия к банкам уже растет, но пока только в особенных группах -- речь о людях с высшим образованием и высокими доходами, проживающих в городах-миллионниках. Это и есть нарождающийся российский средний класс, по которому кризис ударил в первую очередь. «Остальная Россия его пока не чувствует, -- заключила Ольга Кузина. -- Москва оказалась наиболее чувствительна к этим процессам, но скоро кризис придет в средние и малые города».
Пока же она отмечает, что «ожидания хотя и ненамного, но все же выше текущих оценок ситуации во всех социально-экономических группах». Иными словами, россияне остаются оптимистами и назло кризису верят, что завтрашний день будет лучше сегодняшнего. К слову сказать, такой оптимизм далеко не всегда приводит к добру. Директор НАФИ по исследованиям Диляра Ибрагимова в беседе с корреспондентом «Времени новостей» заметила, что наибольший разрыв между низкой оценкой текущего положения и верой в радужное будущее отмечался социологами в начале 90-х годов, в разгар эпохи финансовых пирамид.
Подводя итог пресс-конференции, Ольга Кузина подчеркнула: «Капитализм -- вещь цикличная, для него характерны подъемы и спады, американцы и европейцы это давно знают, а мы узнаем сейчас». В том числе и о цикличности рейтингов.
Наталья РОЖКОВА