Корабль плывет...
Сколько будут стоить России
военные маневры в Карибском море во время охватившего мир кризиса? А если за демонстрацию сверхдержавности придется заплатить слишком большую в эпоху депрессии цену, есть ли у России другие возможности продемонстрировать сверхдержавность
в дружбе с Венесуэлой?
Корабли плавают медленно. Чересчур медленно для быстро меняющегося мира. Совместные учения российского и венесуэльского флотов были проанонсированы три месяца назад, когда отношения между Россией и Америкой после освобождения Южной Осетии и Абхазии от грузинского ига, казалось, будут безнадежно испорчены на многие годы. Коль скоро НАТО доставляет гуманитарную помощь Грузии военными кораблями, нельзя было не показать Штатам, что с Россией -- "такой же сверхдержавой, как и Америка", так поступать нельзя. Раз они в наше Черное море посылают эсминцы -- мы в их Карибское море ядерные ракетоносцы пошлем.
Хрущев во время Карибского кризиса дал слабину. Руководители свободной России начала ХХI века имеют намного более твердые нервы, чем руководители советского государства второй половины века ХХ, -- слабины никому не дадут.
В октябре корабли отправились в долгий путь из России. Чтобы, переплыв Атлантику, начать маневры в Карибском море через месяц с небольшим после начала похода. Однако в ХХI веке месяц примерно то же, что в ХIХ лет пять. Пока корабли плыли по морям-океанам, мир стал иным. Пришел всемирный экономический кризис, и поиск совместных путей выхода из него отодвинул все остальные проблемы. По дороге в Венесуэлу российские военные корабли сделали остановку в Ливии. И что же показывало телевидение? Не совместные учения и не стрельбы, а то, как матросы российского военного флота помогают перейти через улицу джамахирийским старушкам, как делают покупки на восточном базаре и как они, образованные не в пример матросам других флотов, с интересом осматривают памятники старины.
Погуляли наши миролюбивые военные моряки по Ливии -- и поплыли по направлению к Венесуэле. Благо учения запланированы. Хотя в то время, когда без скоординированных с индустриально наиболее развитыми странами действий выхода из депрессии не обойтись, в разгар конструктивных переговоров создавать очаги напряженности в межконтинентальном масштабе как минимум непрагматично.
А как не раздражить страны Евросоюза и США, если учения назначены и ракетоносец "Петр Великий" (как было объявлено всему свету) приплыл, чтобы начать маневры понятно против кого и с намеком на что.
Вот если бы учения по другую сторону океана состоялись на следующий день после отчаливания кораблей от порта базирования, тогда об учениях в Венесуэле все бы за месяц забыли -- благо наша соборная память устроена таким образом, что мы вспоминаем и забываем, как только поступят соответствующие указания, и не иначе: такой у нас коллективный и суверенный мозг. Поиграли бы мы мускулами в пятницу, а с понедельника переключились на "миру -- мир".
То же, кстати сказать, касается нового друга России -- Венесуэлы. В первый же день после избрания в США нового президента Уго Чавес заявил, что "возможно, теперь у Венесуэлы с Америкой будут новые отношения". Читай -- такие же, какие были до Чавеса: напомним, что столица Венесуэлы Каракас считается самым североамериканским городом Южной Америки, а США были и остаются главным торговым партнером этой страны. Останется ли при этом лучшим другом Венесуэлы противостоящая США Россия? И кому в этих новых условиях маневры в Карибском море нужны вообще?
Вот еще одно очевидное соображение. Когда с экономиками все в порядке, когда на страну льется дождь нефтедолларов, можно позволить себе играть трицепсами. Однако когда надо всерьез думать, чем платить зарплаты и пенсии через несколько месяцев и как предотвратить крушение банковской и кредитных систем, и Америке, и Европе, и России, и Азии не до военных игрищ. Тут выходят на первый план совсем другие приоритеты и интересы.
А вдруг Российская Федерация своими действиями в самом деле всерьез озаботит Запад? Что если индустриальные лидеры мира как за первоочередную задачу возьмутся за все время откладываемое по безалаберности создание системы атомные электростанции-электромобили, превращение угля в нефть (технология, известная еще со времен второй мировой войны) и прочую альтернативную энергетику?! Вдруг новоизбранный президент США объявит программу строительства электромагистралей (аналогичную плану Рузвельта по строительству сети хайвеев, выведшему США из кризиса в тридцатые годы прошлого века) -- что тогда делать ОПЕК с "Газпромом"? Ведь в случае реализации программы энергопереоснащения мира цены на нефть и газ будут интересовать человечество не больше, чем цена овса, казавшегося в эпоху гужевого транспорта и даже на заре автомобилестроения неколебимой валютой на все времена -- тверже золота.
Что объединяет наших друзей, кроме противостояния Западу? Ливия, Иран или Венесуэла ведь не являются странами европейской культуры. Можно ли быть лучшим другом врагов западной цивилизации и одновременно считать себя ее неотъемлемой частью? Вопрос, который в эпоху поиска путей выхода из охватившего мир кризиса также становится ключевым.
Был август -- и прошел август, была война в Грузии -- и прошла, уйдя даже не на второй, а на тридевятый план по сравнению с другими задачами и животрепещущими проблемами. Спустя три месяца (в то самое время, когда руководители российского государства выступают с миролюбивыми предложениями, говорят о многополярном мире и превращении РФ в технологическую сверхдержаву, ищут совместные с Западом пути выхода из глобального кризиса) маневры в Карибском море стратегическим интересам России объективно вредят. Однако корабль плывет...
Ну так что же, во время военных учений в Венесуэле российские военные моряки опять, как в Ливии, будут переводить через улицы старушек и любоваться на памятники старины, умиляя телезрителей всего света? Военные корабли пересекли Атлантику для того, чтобы продемонстрировать всему миру учтивость и образованность наших матросов?
Даже если так, у меня есть куда более патриотическое для России предложение. Куда эффективнее защищающее ее интересы. Этим предложением, уверен, заинтересуются правительства России и Венесуэлы. Министры и олигархи. Президенты обеих стран и широкие народные массы.
Давайте не будем более вспоминать о маневрах в Карибском море в этой заметке. Давайте -- коль скоро случилось так, что руководители России и Венесуэлы cдружились -- переведем стрелки этого притяжения из милитаристского и нефтяного в светлое гуманитарное русло. Чтобы оно вызывало не озабоченность, а восторг у народов всех экономически и политически развитых стран.
Программа, конспективно очерченная ниже (по принципу sapienti sat, умному достаточно), дает -- я говорю стопроцентно серьезно -- уникальный и замечательный шанс России (вместе с Венесуэлой) выйти в мировые лидеры, начиная с критериев, в которых они объективно опережают всех.
Давайте задумаемся: есть ли между Россией и Венесуэлой хоть что-нибудь общее, кроме враждебности к США (которая, кстати сказать, если судить по риторике, у руководства Венесуэлы тоже заметно поубавилась с наступлением кризиса)? На первый взгляд более вообще ничего. Но это не так. Между Россией и Венесуэлой есть не просто общее, а замечательное общее. Ибо две эти дружественные друг другу сегодня страны являются признанными лидерами по части красавиц -- одна на американском континенте, другая на европейском. Россия и Венесуэла являются сверхдержавами очарования и женственности, красоты и вдохновения ею. Венесуэла -- как страна, чаще всех прочих побеждающая на конкурсах "Мисс Вселенная". Россия -- в силу смешения множества культур и кровей на основе мощной интернациональной традиции.
И уж коли вышло так, что Россия с Венесуэлой сдружились, было бы стратегически славно преобразовать эту дружбу из "дружбы против" в дружбу, которая порождает красоту и любовь.
А что до практической стороны, вы только представьте, как это телевизионно и неожиданно: из воды на атлантическое побережье Венесуэлы во время военных маневров, транслируемых на все континенты, появляются вездеходы-амфибии, из которых под защитой почетного караула морских пехотинцев-атлетов выходят российские красавицы. А на берегу их уже поджидают столь же восхитительные красавицы Венесуэлы. По такому судьбоносному поводу в Венесуэлу вовсе не возбраняется высадить десант -- столь же представительный и весомый, как при принятии решения о проведении Олимпиады в Сочи: от писателей и олигархов до сенаторов и звезд эстрады -- во главе с президентом и премьер-министром. От неожиданности весь мир ошалеет.
Только надо ни в коем случае не испоганить идею, не превратить Карибское побережье Венесуэлы в еще один Куршавель. Это должна быть действительно возвышенная программа возвращения женщины на пьедестал, женщины, которая вдохновляет, женщины, которая сильна не только деловой хваткой, но еще более очарованием и добротой. Чем испокон века славились российские женщины. И чем как-то по-своему, таинственно, но столь же мощно сильна и Венесуэла.
Это может быть биеннале красоты и любви, поочередно проводимая в Москве и Каракасе. Сопровождаемая конференциями, телемостами, брифингами, «круглыми столами», карнавалами, шествиями, балами и совершенно непохожими на конкурсы красоты состязаниями в очаровании. Прекрасный проект -- с хорошим финансовым потенциалом к тому же.
Давайте сконцентрируемся не на бряцании оружием (что абсолютно бесперспективно и лишено рационального смысла), а на счастье, очаровании, красоте и любви. Символами которых -- по судьбоносному совпадению -- могут явиться именно Россия и Венесуэла. И подумаем: что именно следует сделать, чтобы дружба между Россией и Венесуэлой вносила вклад в мировую цивилизацию.
Почему бы не начать строить многополярный мир с двухполярного с центрами в столицах красоты и очарования американского и евразийского континентов? Россия и Венесуэла -- сверхдержавы очарования. По-моему, очень неплохо звучит. Тем более что это чистейшая правда.
Давайте перестанем ожидать от западной цивилизации враждебности к нам. Давайте перестанем быть вечно насупленными. Давайте сделаем так, чтобы образ России в мире ассоциировался с очарованием и добротой. Давайте нести в мир то, в чем мы соборно и индивидуально сильны. Есть ли сомнения, что после маневров очарования и красоты престиж России (да и Венесуэлы) подскачет, как ценам на нефть и не снилось? И заметьте: для этого не нужно миллиардных капиталовложений.
На очарование и красоту русских женщин работали пятьсот лет российской цивилизации. Возможно, это вообще самое главное -- наряду с возникновением русской культуры -- что наша цивилизация родила. Дружба с Венесуэлой -- по судьбоносному совпадению -- может сыграть громадную роль в спасении современной цивилизации глобализма. Стабилизирующую и светлую. Из маневров красоты и любви -- я утверждаю без малейшего преувеличения или ерничанья -- при естественном и гармоничном развитии проекта может родиться совершенно другой мир. Некая цивилизация третьего тысячелетия, в которой критерием лидерства было бы не только экономическое процветание. И быть посему.