|
|
N°220, 27 ноября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бедный Анджей
Пианист Чайковски обрел посмертную славу
Британский пианист Андре Чайковски сумел вернуться на сцену через 26 лет после смерти. Причем так, что это появление наверняка принесет ему куда большую славу, нежели прижизненное музицирование или фамилия, позаимствованная у знаменитого русского композитора. В последней версии «Гамлета», поставленной в августе в Королевском шекспировском театре, на родине драматурга в Стратфорде-на-Эйвоне, он исполняет роль бедного Йорика. И признание директора театра Грега Дорана в том, что в спектакле используется не бутафорский череп, а останки вполне конкретного человека, уже вызвало повышенный интерес публики к постановке, которую в декабре планируют показать и лондонскому зрителю. Правда, не исключено, что реакция на публикации о черепе Чайковски в британской прессе заставит руководителей театра опять вернуться к бутафории -- как сообщает BBC, сейчас нельзя с уверенностью утверждать, что на сцену лондонского театра «Новелло» исполнитель роли Гамлета Дэвид Теннэнт выйдет с настоящим черепом в руках.
Руководители шекспировского театра и знакомые Чайковски утверждают, что пианист сам завещал свой череп для использования в постановках. «Это был необычный человек. Некоторые люди были шокированы тем, что он завещал свой череп театру, но его друзья совершенно не удивились», -- заявил лондонской Times Дэйв Ферре, хорошо знавший музыканта, скончавшегося от рака в 1982 году в возрасте 46 лет. Родных у Роберта Анджея Краутхаммера, как в реальности звали этого человека, не было -- его родители сгинули в Варшавском гетто, а самого его ребенком по поддельным документам удалось вывезти из Польши. Будучи законченным холостяком, в завещании Андре Чайковски распорядился передать свое тело для научных изысканий. Исключение было сделано только для костей черепа, которые по его воле были отправлены в Стратфорд-на-Эйвон, в уважаемый им шекспировский театр, где он старался не пропустить ни одной постановки.
В 1984 году череп Чайковски дебютировал на фотоафише очередной постановки «Гамлета», но на сцену не попал. Двадцать с лишним лет он так и хранился в театре в специальном контейнере. Во-первых, потому что руководители шекспировского театра не горели желанием вступать в переписку с управлением по контролю за использованием человеческих тканей, которое должно было санкционировать применение в театре останков, возраст которых не превышает 100 лет. Во-вторых, далеко не все исполнители роли принца Датского были морально готовы к столь полному перевоплощению. Как рассказал британской Daily Telegraph хранитель архивов Королевского шекспировского театра Дэвид Хоуэллс, в 1989-м актер Марк Райланс пытался репетировать с настоящим черепом, но так и не смог избавиться от ощущения, что разговаривает не с Йориком, а с пианистом Чайковски. Такой «реквизит» нервировал и других занятых в спектакле актеров.
Дэвид Теннэнт, задействованный в последней постановке, в которой режиссер решил отказаться от исторических декораций, это чувство переборол. По словам директора театра, Теннэнт уже больше 20 раз выходил на сцену с черепом Чайковски в руках, чтобы произнести знаменитое: «Увы, бедный Йорик! Я знал его, Горацио. Этот был человек с бесконечным юмором и превосходной фантазией».
О том, что эта фраза в данном контексте является не просто воспроизведением шекспировского текста, но и совершеннейшей правдой, руководители театра сообщили только на днях. Как пояснил Грег Доран, секрет хранился, чтобы зрители обсуждали все же саму постановку, а не необычный «реквизит». Однако желание привлечь внимание к спектаклю столичной публики, видимо, заставило использовать рассказ об экстравагантном музыканте Чайковски в качестве маркетингового хода.
Федор СЕРЕБРЯНСКИЙ