Время новостей
     N°216, 21 ноября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.11.2008
Съест победителей?
Назначат ли "Единую Россию" ответственной за кризис
Выступая на Х съезде «Единой России», ее лидер -- премьер-министр Владимир Путин впервые заявил, что «политические перспективы» партии будут «напрямую зависеть от того, как мы справимся сегодня с проблемами, с которыми сталкивается страна и ее граждане». Глава правительства призвал соратников по правящей партии удержаться от соблазна «прятаться за широкой спиной государства» и напомнил им, что «как партия парламентского большинства «Единая Россия» несет всю полноту ответственности за происходящее в стране». Корреспондент «Времени новостей» Наталья РОЖКОВА поинтересовалась у представителей российского экспертного сообщества, не являются ли эти слова премьера Путина первым сигналом к тому, чтобы в случае нарастания кризиса свалить ответственность за него на "Единую Россию".



Дмитрий ОРЕШКИН, независимый политолог:

-- Конечно, возможны варианты с запасными аэродромами -- для этого создавали «вторую ногу власти», «Справедливую Россию». И первый замглавы администрации президента Владислав Сурков говорил, что в случае необходимости власть может перенести вес с одной ноги на другую. Для этого создается и «Правое дело». То, что «Единой России» не удастся спрятаться за широкой спиной государства, очевидно: эта партия в значительной степени и есть государство, что бы там ни говорили. Это правящий класс бюрнеса -- понятие, объединяющее бюрократию и бизнес. Крупные бизнесмены идут в политику и становятся бюрократами, чтобы лоббировать свои интересы и получать бюджетные вливания, а крупные чиновники идут в бизнес, чтобы получать откаты и укреплять свои политические позиции. Свои интересы бюрнес решает, активно используя государственническую риторику, на которую общественность охотно клюет. Но когда выяснится, что ситуация развивается не так благостно, как хотелось бы, люди вспомнят, что эта партия взяла на себя ответственность за происходящее. Эти самые товарищи очень хорошо говорят, что надо сплотиться и дать отпор кризису, а потом вечером вернутся домой, попьют чайку, посмотрят биржевые сводки -- и начнут продавать рубли, покупая доллары. И это единственный путь в ситуации, когда падает рубль, поставленный в зависимость от цен на нефть. Возникает противоречие между их собственным рациональным экономическим поведением и государственной риторикой. Я думаю, что эта риторика скоро поползет по швам. У КПСС был 50 лет период полураспада, а у этих будет лет десять, то есть свой зенит «Единая Россия» уже прошла. Лучшее, что партия могла бы сделать для России, -- самораспуститься, но это невозможно, потому что она обеспечивает интересы правящей элиты.

Иосиф ДИСКИН, сопредседатель Совета по национальной стратегии:

-- Я считаю, что Путин действительно бросает партию в бой. Он выступал как нормальный лидер партии, ставил ей задачи с полным пониманием того, что это и его задачи тоже. Я настаиваю на том, что в выступлении не было ни малейшей дистанцированности. Это был лидер партии, который ставил задачи перед своими товарищами, и ключевая из них -- преодоление кризиса. Он прямо сказал, что все невесело и правящая партия не может стоять в стороне от самой главной задачи. А под «государством», за спину которого спрятаться не получится, он имел в виду Медведева. Путин поставил задачу и напомнил: ребята, с вас спрос, и не мой -- общественности. Если вы себя плохо проявите, то избиратель на федеральных выборах начнет от вас отворачиваться. А социологи пока показывают достаточно стабильный рейтинг «Единой России», так что ни в малейшей степени нет оснований предполагать, что от партии «откажутся».

Михаил ВИНОГРАДОВ, президент фонда развития общественных связей «Петербургская политика»:

-- Безусловно, после съезда не произошло усиления «Единой России», Путин не вступил в партию. Еще раз было сказано, что партии нужно быть смелее и не бояться, но четких указаний, что именно делать, партия не слышала. Слова об ответственности «Единой России» за происходящее в стране -- это скорее риторика, подчеркивающая статус партии. Если бы речь шла о запугивании, вряд ли это было бы сделано на съезде партии. И если бы ее задумали "сливать", вряд ли первые лица страны посетили бы этот съезд. В любом случае этот пассаж не прозвучал как основной месседж выступления, внимание на нем не акцентировалось. И если бы даже в нем и содержалось предупреждение, его бы никто не заметил.

Татьяна СТАНОВАЯ, руководитель аналитического департамента Центра политических технологий:

-- «Единая Россия» последнее время становится все более и более безальтернативной, теперь это "наше все". Поэтому речь идет не о том, чтобы как-то передать ответственность ей, это просто попытка задействовать все имеющиеся ресурсы, привлечь партию власти к выработке основных решений. Много лет уже Путин, разговаривая о «Единой России», отмечает, что она должна в большей степени принимать участие, разрабатывать программы и так далее. Это стало достаточно рутинной вещью, не думаю, что тут какая-то интрига. Равно как и не вижу «перевода стрелок» в вопросе об ответственности за финансовый кризис. Как можно перевести стрелки на партию, которую он сам же и возглавил, которая утверждает решения Путина? Это было бы очень сложно объяснить. Тем более что у нас ответственные за финансовый кризис уже есть -- Соединенные Штаты Америки. Это официальная позиция российских властей, звучащая абсолютно во всех их выступлениях. Кстати, вот именно в речи Путина на съезде этого не было -- даже удивительно! Возможно, решили после победы Обамы эту тему не поднимать, пока не прояснится ситуация.

«Единая Россия» -- это очень большое сообщество людей, у многих из которых полно нереализованных амбиций. Партия находится в очень жестких рамках, которые заставляют ее в том числе поддерживать решения власти, сложные с точки зрения поддержки населения. Есть в партии те, кто считает, что нужно наращивать социальную ответственность, заботиться о тех, кто находится на грани бедности, кого затронули сокращения. А это означает наращивание социальных расходов. Есть большой соблазн начать делать на кризисе политические дивиденды. И мне кажется, что Путин своим заявлением как раз и предостерегает партию от таких шагов. А также предостерегает, чтобы внутри самой «Единой России» не возникало альтернативных решений по борьбе с кризисом, чтобы было единство и консолидация.