|
|
N°215, 20 ноября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Wingas «сдал» SEL
Чтобы обеспечить прием газа из «Северного потока»
Сегодня в Берлине начинаются официальные слушания по поводу судьбы трубопроводов OPAL и NEL, которые должны стать транзитными коридорами по доставке на европейские рынки газа из «Северного потока». Консорциум Wingas и E.ON Ruhrgas, реализующий эти проекты, должен добиться исключения двух газопроводов из общих правил регулирования, т.е. получить на будущее преимущественное право доступа к транспортным мощностям OPAL и NEL. Соответствующее прошение в Федеральное сетевое агентство Германии было подано компанией в июле 2008 года. Для пущего эффекта Wingas вчера демонстративно отказался от реализации другого проекта -- газопровода SEL в южной части Германии, обвинив национальный энергетический регулятор в создании условий неопределенности с возвратом инвестиций. Если эта мера не поможет, строительство «Северного потока», который и так сталкивается с сопротивлением ряда балтийских стран Европы, может стать еще более проблематичным. С другой стороны, это будет означать, что политическая поддержка газопровода в Германии на деле не так сильна, как об этом говорят высокопоставленные политики, включая канцлера Ангелу Меркель.
«Оператор магистральных газопроводов Wingas Transport немедленно прекращает проектирование и строительство 500-километрового газопровода SEL на юге Германии», -- говорится в сообщении компании. Свое решение транспортная «дочка» совместного предприятия Wintershall (50% плюс 1 акция) и «Газпрома» мотивирует тем, что «законодательство, касающееся эксплуатации и развития сетей магистральных газопроводов в Германии, содержит все больше неясностей». Более того, Wingas Transport прямо заявляет, что «гарантий устойчивой и долгосрочной рентабельности газопроводного строительства на условиях конкуренции в Германии более не существует». Дело в том, что согласно недавнему решению Федерального сетевого агентства Германии тарифы на пользование газопроводами (которые сооружались и эксплуатировались на условиях конкуренции с другими межрегиональными компаниями) впредь будут назначаться ведомством на основе анализа обоснованных затрат на строительство и операционных издержек, а не определяться на договорной основе.
Еще 23 сентября регулятор распространил новые правила на компании E.ON Gastransport, Wingas Transport Services and Gasunit Deutschland, которые управляют двумя третями сетевого хозяйства страны. А еще через месяц система утверждения тарифов на транспортировку по магистральным газопроводам была распространена на остальных игроков Dong Energy, Eni Gas Transport, Erdgas Muenster Transport, Gaz de France Deutschland Transport, Ontras-VNG Gastransport, RWE Transportnetz Gas and StatoilHydro Deutschland. Ведомство обосновало свои действия необходимостью бороться с использованием доминирующего положения владельцами этих сетей.
Wingas Transport первым из «обиженных» Федеральным сетевым агентством объявил о заморозке нового газопроводного проекта. Газопровод SEL протяженностью около 500 км планировалось проложить от Бургхаузена, в районе германо-австрийской границы, до Лампертхайма в земле Гессен. Инвестиции оценивались более чем в 600 млрд евро. Фактически, эта труба должна была соединить газтранспортную систему Австрии с сетью Wingas. А главное -- позволить доставлять в юго-западную Германию и Бельгию газ из австрийского подземного хранилища «Хайдах» (Wingas инвестирует в его строительство вместе с «Газпром экспортом» и местной компанией RAG).
Впрочем, судя по всему, объявили о приостановке инвестиционного проекта именно вчера не случайно. И раньше было понятно, что до принятия инвестиционного решения о расширении емкости «Хайдаха» (оно также тормозится сложными переговорами с австрийским регулятором о возможности резервирования инвесторами большей части мощностей ПХГ) о строительстве SEL говорить преждевременно. Однако упустить возможность оказать воздействие на немецкие власти в преддверии слушаний по OPAL и NEL было бы слишком расточительно.
Транзитные газопроводы OPAL и NEL проектируются совместным предприятием Wingas (80%) и E.ON Ruhrgas (20%), и должны быть введены строй в 2011 году для приема газа из первой нитки «Северного потока». OPAL планируется проложить от Грайфсвальда (где на сушу и выйдет балтийская магистраль) через восточно-германские земли к границе с Чехией. Он соединит «Северный поток» с газопроводами Jagal и Stegal, принадлежащими Wingas. Пропускная способность трубы должна составить до 38 млрд кубометров уже после запуска второй нитки трансбалтийского коридора. NEL, который пойдет через северные территории Германии в сеть E.ON Ruhrgas и далее к Нидерландам и Бельгии, сможет транспортировать до 20 млрд кубометров в год.
Алексей ГРИВАЧ