В связи
с прохождением в Думе конституционных поправок, увеличивающих, в частности, президентский срок, интересно взглянуть на то, как происходили подобные политические и законодательные перемены в жизни ставших ныне близкими нам стран Латинской Америки. Например, нечто подобное уже произошло в дружественной нам Венесуэле еще в конце 1999 года, вскоре после прихода к власти бывшего мятежного подполковника Уго Чавеса. Ныне действующий основной закон, одобренный на референдуме, увеличил срок полномочий высшего должностного лица Венесуэлы с пяти до шести лет. Глава государства получал право баллотироваться вторично по завершении предыдущего мандата, что запрещала конституция 1961 года.
В соответствии с новой конституцией Чавес избрался вновь в 2000 году, а отсчет его полномочий стал исчисляться с января 2001 года. Два первых года оказались списанными на переходный период. В декабре 2006 года он выдвинулся вновь. И заручился правом оставаться в своем кресле вплоть до 2013 года. Если не случится каких-либо потрясений, Чавес сохранит в своих руках бразды правления 14 лет (таких сроков, кстати, нет нигде на латиноамериканском континенте за исключением Кубы, где недавно 82-летний Фидель Кастро передал власть своему тоже не юному брату Раулю).
Ныне Уго Чавес задумал в очередной раз внести поправки в конституцию, преследуя цель увеличение легислатуры президента до семи лет и возможность его многократного переизбрания. На этот счет он выразился предельно ясно: «Полагаю, что если народ пожелает, нельзя лишать его возможности переизбирать любого соотечественника в третий, четвертый, пятый или шестой раз, чтобы тот мог управлять государственным кораблем». Эти идеи Уго Чавесу подбросил его советник в прошлом, аргентинский социолог Норберто Сересоле, утверждавший, что в декабре 1998 года венесуэльцы избрали не просто президента, а национального лидера, который может оставаться на своем посту длительное время.
Сходными путями движутся Боливия и Эквадор, так же, как и Венесуэла, ориентирующиеся на социалистический вариант развития. В этих странах с момента прихода к власти радикальных лидеров Эво Моралеса и Рафаэля Корреа реформируются конституции, а президенты получают право баллотироваться вторично по завершении предыдущего мандата.
Теперь обратим взоры на остальную Латинскую Америку. Например, в Чили ввиду специфики ее конкретно-исторических условий реформирование пиночетовской конституции 1990 года осуществлялось поэтапно, медленными шагами. Сначала в 1989 году, сразу же после прихода к власти демократической коалиции. Затем неоднократно в последующие годы, по мере изменения политической обстановки. Правящие круги, проводившие поистине филигранную политическую линию, учитывали тот факт, что некоторое время бывший диктатор оставался командующим сухопутными войсками, что необходимо было ликвидировать статус назначаемых сенаторов. Шаг за шагом конституция обретала другой облик. Перед выборами 2006 года срок президентских полномочий сократился до четырех лет. Наконец, одним из наиболее зримых признаков перемен стало назначение женщины -- Мишель Бачелет на должность министра обороны, а вслед за этим ее избрание на высший государственный пост.
В Колумбии Альваро Урибе Велес, пришедший к власти в 2002 году, незадолго до окончания своего четырехлетнего мандата инициировал реформу конституции 1991 года, запрещавшую вторичное избрание президента. Эту поправку принял парламент. В соответствии с ней Урибе получил такое право и в 2006 году на волне успехов в борьбе с партизанским движением вновь стал главой государства.
В Аргентине по инициативе президента Карлоса Сауля Менема, избранного в 1989 году и лелеявшего мечту сохранить свой пост, в 1994 году при участии двух ведущих политических партий -- Перонистской (хустисиалистской) и «Гражданского радикального союза» был заключен так называемый пакт Оливос. Он предусматривал созыв конституционного конвента, призванного внести поправки в основной закон. Изюминка реформы заключалась в том, что мандат главы государства сокращался с пяти до четырех лет, но он получал право избираться вторично непосредственно по завершении предыдущего срока.
В соответствии с этим законом Менем в 1995 году баллотировался вновь и сохранил за собой президентское кресло. Поскольку слава легендарного Хуана Доминго Перона не давала покоя Менему, то накануне выборов 1999 года он думал выдвинуться еще раз, но отказался от этого плана, осознавая, что речь идет о явном нарушении того самого закона, который одобрили при его непосредственном участии. Именно поэтому Менем отложил свои намерения до следующего избирательного цикла. Но впоследствии его планы не осуществились. На авансцену выдвинулись другие лидеры, в том числе и нынешний президент Аргентины Кристина Киршнер.
В Перу президент Альберто Фухимори, избранный в 1990 году, пошел на беззастенчивое нарушение конституции, разогнав в 1992 году национальный конгресс и совершив тем самым институциональный переворот. В 1993 году на референдуме была принята новая конституция, значительно расширявшая полномочия главы государства, он получил право распускать законодательный и судебный органы, а также, что самое существенное, возможность избираться на второй срок.
В результате Фухимори вновь выдвинулся и победил на выборах 1995 года. Но незадолго до этого подконтрольный парламент одобрил уникальный в своем роде документ -- закон о подлинной интерпретации конституции. Вердикт гласил: первым сроком пребывания Фухимори в должности главы государства следует считать не 1990--1995 годы, а 1995--2000 годы. Так была найдена сомнительная юридическая лазейка для выдвижения в 2000 году. Третья победа оказалась пирровой для Фухимори.
Вскоре разразился грандиозный скандал, вынудивший главу государства заявить о сокращении своего мандата до года и проведении досрочных выборов. Затем он предпочел бежать из страны, попросив политического убежища на родине своих предков. Теперь он пребывает в перуанской тюрьме в ожидании очередного судебного вердикта.
В Коста-Рике действует основной закон, разработанный и принятый в 1949 году после кратковременной гражданской войны. Он закрепил демократическое устройство страны. В стране регулярно происходит смена законодательной, исполнительной и судебной властей, однопалатный парламент и глава государства избираются на четыре года. Президент не имел права избираться на второй срок даже по прошествии двух президентских периодов, как предусматривалось, например, в дочавесовской венесуэльской конституции.
Незадолго до выборов 2006 года
в Коста-Рике возникла нестандартная ситуация. Истеблишмент, преследуя цель сохранить стабильность и открыть дорогу политическому тяжеловесу, лауреату Нобелевской премии мира Оскару Ариасу для вторичного избрания, предпринял нестандартный шаг -- добился от Верховного суда отмены пункта, устанавливавшего запрет. Оппозиция выразила протест, ссылаясь на отсутствие легитимности и настаивая на необходимости одобрения поправки законодательной ассамблеей. Но протест был отклонен, Ариас в упорной борьбе с основным конкурентом, бывшим соратником по партии Оттоном Солисом, добился микроскопического преимущества и вновь занял президентское кресло.
При этом ни в одной из стран континента, кроме
Мексики, нет шестилетнего президентского срока. Но, с другой стороны, в самой Мексике отсутствует право на переизбрание главы государства.
Так что, на мой взгляд, российские поправки в Конституцию в чем-то сходны с таким феноменом, как каудильизм, явлением родом из Латинской Америки, когда сильные лидеры, вожди пытались сцементировать молодые, лишь недавно добившиеся независимости государства. Однако сплошь и рядом они прибегали для этого к диктаторским методам и стилю руководства.