В Государственной думе сегодня состоится второе чтение конституционных поправок, внесенных президентом России Дмитрием Медведевым. Глава государства предлагает увеличить срок полномочий нижней палаты российского парламента с четырех до пяти лет, а срок президентских полномочий -- с четырех до шести лет, разведя при этом парламентские и президентские выборы по разным годам.
В первом чтении пакет был принят в минувшую пятницу, 14 ноября.
Между тем российские законодатели горят желанием дать будущему президенту (на действующего, как неоднократно подчеркивал г-н Медведев, конституционные поправки не распространяются) срок побольше -- семь или даже восемь лет. В частности, на семилетке настаивали лидер думской фракции ЛДПР Игорь Лебедев и его коллега Сергей Иванов. По некоторым данным, парламентарии на полном серьезе ссылались на то, что «семь -- это магическое число», а «шесть не российская цифра», вызывающая к тому же неприятные ассоциации с понятием «шестерка».
Однако магические поправки либерал-демократов были отклонены профильным комитетом Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству в минувший понедельник. Та же судьба постигла идею депутата Михаила Старшинова, члена «Справедливой России», который желал бы избирать президента сразу на восемь лет, что составляет два ныне действующих президентских срока.
Одновременно руководители сразу нескольких региональных законодательных собраний предложили спикеру Совета Федерации Сергею Миронову настоять на семи годах президентства вместо шести. В частности, с такой инициативой выступили
председатель Госсовета Коми Марина Истиховская и
председатель законодательного собрания Оренбургской области Дмитрий Кулагин.
А вчера идею президентской семилетки поддержал и
первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин -- правда, только при условии «специального закона о семилетнем планировании развития страны». Идеальной г-ну Торшину представляется такая схема: «Президент избрался на семь лет со своей программой, и по окончании семилетнего срока он должен отчитаться о проделанной работе и о том, что конкретно выполнено и что не выполнено из его программы».
Если сенаторы так жаждут надолго усадить главу государства в президентское кресло, у них есть теоретическая возможность внести свои коррективы в президентские поправки. После одобрения законопроекта Госдумой в третьем чтении (скорее всего, это произойдет 21 ноября) он поступит в верхнюю палату. После одобрения Советом Федерации поправки будут в течение пяти дней опубликованы, что послужит для региональных законодательных собраний сигналом к их рассмотрению. Для окончательного принятия законопроект должен получить «добро» в двух третях региональных парламентов. На сегодня все законодательные собрания в регионах контролируются «Единой Россией», так что проблемы с голосованием вряд ли возникнут.
Впрочем, представители экспертного сообщества не верят в то, что у депутатских и сенаторских инициатив есть будущее. «Что там семь лет, вон Рамзан Кадыров высказался за пожизненное президентство, -- напомнил корреспонденту «Времени новостей» первый замгендиректора Центра политтехнологий Борис Макаренко. -- Во всем этом есть элемент услужливости перед центром. Цифры берутся ниоткуда, потому что даже шесть лет -- это много. Когда у нас говорят, что четыре года в России мало для президентского срока, это фиксирует слабость госаппарата, который не может эффективно работать, в результате чего глава государства управляет страной в ручном режиме».
Г-н Макаренко напомнил, что во Франции от семилетнего срока президентских полномочий уже отказались, а в Мексике глава государства хотя и избирается на семь лет, но не более одного раза. Кстати, член фракции КПРФ в Госдуме Виктор Илюхин уже предлагал разрешить главе государства шестилетнее правление, но при условии однократного избрания на этот пост. Поправка была отклонена профильным комитетом.
«Я не думаю, что кто-то разумно планировал сценарий, при котором сначала предлагается срок шесть лет, а потом депутаты или сенаторы голосуют за семь, -- рассуждает Борис Макаренко. -- В этом нет никакого смысла, все бы сразу поняли, откуда на самом деле исходит инициатива». Так что законодатели могут безо всяких последствий соревноваться в выражении президенту своей преданности, полагает эксперт: пакет поправок наверняка будет принят в том виде, в каком его предложил г-н Медведев.