Некоторые российские энергогенерирующие компании обратились в правительство и «Газпром» с просьбой пересмотреть санкции за недобор газа. Как известно, поставки электростанциям осуществляются по принципу «бери или плати» (take or pay), и в связи с существенным падением спроса на электроэнергию (из-за теплой погоды и остановки ряда крупных промышленных потребителей) генераторы рискуют потерять существенные суммы. Впрочем, о размере возможных потерь в компаниях пока не говорят. По информации «Времени новостей», письма с предложением отменить принцип take or pay написали руководители ОГК-1 и «КЭС Холдинга» (контролирует четыре ТГК в Поволжье и на Урале).
В аналогичной ситуации оказались и другие компании, которые поддерживают инициативу коллег, но публично ссориться с «Газпромом» пока не готовы.
Официальный представитель "Газпрома" Сергей Куприянов в эфире «Эха Москвы» вчера заявил: «Ситуация объективная -- снижение фактического спроса на электроэнергию и, соответственно, снижение спроса на газ. Но как мы выйдем из нее, пока непонятно. С одной стороны, никто не мог предсказать, что мы окажемся в такой ситуации, но с другой стороны, договор есть договор, и один прецедент его корректировки может привести к тому, что он вообще не будет работать".
Впервые о применении принципа «бери или плати» в контрактах с отечественными энергокомпаниями глава «Газпрома» Алексей Миллер и председатель правления ныне упраздненного РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс договорились весной 2007 года. Затем эта система была внесена в проект типового договора с потребителями газа, а позже перекочевала в конкретные пятилетние контракты между «Межрегионгазом» (или его региональными структурами) и конкретными генерирующими компаниями. «Газпром» изначально настаивал на том, чтобы все 100% законтрактованного объема попадали под действие принципа «бери или плати», но в итоге планка была снижена до 85--90% в зависимости от компании-покупателя и типа договора. Дело в том, что генерирующие компании имеют три источника поставок газа. Это лимитный газ (в соответствии с объемом, утвержденным в балансе 2007 года), который «Газпром» поставляет им по регулируемой Федеральной тарифной службой цене. В целом для предприятий, которые входили в РАО «ЕЭС России», ежегодный лимит составляет 103 млрд кубометров в год. Именно на этот объем заключаются пятилетние соглашения. Еще часть газа закупается у независимых производителей по цене, формально свободной, но на деле привязанной к цене ФСТ с премией 20--30%. Кроме того, согласно постановлению правительства России №333, «Газпром» получил право продавать сверхлимитный газ по более высоким ценам. В 2008 году действует предельный коэффициент 1,5 к ставке ФСТ для лимитного газа. Договоры на этот объем подписываются, как правило, на год, но и в них действует правило «бери или плати».
По заявлениям официальных лиц, «Газпром» собирался продать в этом году лишь 9 млрд кубометров «сверхлимитного» газа. Однако, по информации «Времени новостей», по итогам контрактной компании обозначенная планка была превышена втрое. Электроэнергетики, которые хотели максимально снизить использование мазута за счет дешевого (пусть и с 50-процентной накруткой к госцене) газа, в итоге, судя по всему, сильно «перезаложились». Ведь условиях снижения спроса на электроэнергию его объем может оказаться излишним. Как говорит источник, близкий к «КЭС Холдингу», уже сейчас идет недобор 20--25% ежедневного объема газа. Споров, правда, еще не было -- компании оплачивают «Газпрому» весь газ. Однако они опасаются, что в связи с дефицитом ликвидности проблемы могут начаться весьма скоро.
Впрочем, РАО «ЕЭС России» сумело добиться от «Газпрома» включения в контракты некоторых опций по перераспределению «невыбранного» газа. В течение 30 дней с момента установления невостребованного объема (но не более 30% от месячного потребления) ОГК и ТГК имеют право «пристроить» его на другие свои объекты, продать напрямую третьим лицам, выставить на торги на электронной площадке «Межрегионагаза» или сдать на хранение в ПХГ «Газпрома». Однако и здесь концерн оставляет за собой право самовольно решать судьбу перераспределения, поскольку в контрактах содержится оговорка «при наличии технической возможности», проверить которую никто не в состоянии. Если перераспределение не состоится, энергетики должны будут платить неустойку.
В Минэнерго вчера не комментировали опасения энергетиков.