Энергокомпании, принадлежащие монополии, испытывают дефицит средств для реализации инвестпрограмм
«Газпром» вчера признался, что у него не хватает средств для реализации
инвестиционной программы в электроэнергетических компаниях -- ОГК-2, ОГК-6, ТГК-1 и «Мосэнерго». Как объяснил вчера журналистам начальник электроэнергетического управления монополиста Денис Федоров, менеджмент этих ОГК и ТГК, сформированный при РАО «ЕЭС России», предпочитал финансировать инвестпрограммы краткосрочными кредитами. Но сейчас, когда начался кризис ликвидности, рефинансировать эти долги в большей части оказалось невозможно. Банки, в том числе государственные, предлагают ставки 20--25% годовых, и при этом срок кредита не более года, говорит он. Рентабельность же каждого энергоблока составляет около 12--14%, срок окупаемости -- 20--25 лет. В итоге соглашаться на такие проценты -- значит реализовывать заведомо убыточный проект, на что идти смысла нет. В итоге в первом квартале следующего года только одна ОГК-2 должна найти 3 млрд руб. на инвестиционные цели, сообщил ее гендиректор Станислав Невейницын, при этом на депозите у нее есть только 2 млрд. «Мы обратились в Минэнерго и к Системному оператору с просьбой пересмотреть инвестпроекты по всем компаниям», -- сообщил г-н Федоров.
Основная мера, необходимая «Газпрому» в качестве корректировки инвестпрограмм, -- это изменение сроков ввода новых энергоблоков. Прежде всего речь идет о строительстве агрегатов на Троицкой ГРЭС (ОГК-2) -- двух угольных энергоблоков мощностью по 660 МВт. По словам г-на Федорова, уже можно констатировать, что их строительство запаздывает по срокам на один год из-за бездействия генподрядчика -- компании «Кварц-Тюмень» (которой до недавнего времени руководил Иван Аветисян, сын бывшего члена правления РАО «ЕЭС России» Владимира Аветисяна). «Газпром» предлагает отсрочить их запуск на два года: первый блок с 2011 на 2013 год, второй -- с 2013 на 2015 год. Также предлагается вводить после 2017 года энергоблоки на Ставропольской ГРЭС. Г-н Невейницын добавил, что проблемы возникли не только из-за нехватки средств, но и из-за того, что прогноз роста спроса, который разрабатывало РАО «ЕЭС России», оказался достаточно завышенным. И это без учета кризиса, который испытывают многие энергоемкие производства. По словам главы ОГК-2, уже можно говорить о резком сокращении потребления энергии строительными и металлургическими предприятиями, вскоре эта тенденция распространится весьма широко. Как сообщил г-н Федоров, в октябре этого года по сравнению с октябрем прошлого года в России (если не считать Южный федеральный округ) произошло снижение потребления примерно на 7%. «Уже можно говорить, что спрос будет ниже, чем планировалось, -- прогнозирует г-н Невейницын. -- В следующем году точно будет падение спроса. Но к концу 2009 года он опять начнет проявляться. И тогда снова возникнет потребность в новых мощностях».
В связи с кризисом необходимо, считают в «Газпроме», чтобы Минэнерго инициировало работу по прогнозированию спроса на электроэнергию. Впрочем, такая работа может быть сделана минимум за два года. Газовый монополист же требует, чтобы инвестпрограммы его генерирующих компаний были пересмотрены уже сейчас. На основании чего это может быть сделано, непонятно. «Газпром» оперирует к простой логике: если сейчас, например, Ставропольская ГРЭС загружена только наполовину, то пока рано говорить о необходимости строительства дополнительных мощностей на этой станции, тем более что сама ГРЭС относительно новая, полагает г-н Федоров. Или, например, в Санкт-Петербурге, говорит он, существует проблема «дублирования мощностей»: ТГК-1 должна построить энергоблок на ТЭЦ-14, в то время как в четырех километрах идет строительство Юго-Западной ТЭЦ, или ТГК-1 должна построить блок на ТЭЦ-21, а рядом «Евросибэнерго» (структура «Базового элемента») собирается строить ТЭЦ «Парнас». В «Газпроме» считают, что неэффективно строить теплофикационные станции на столь малом расстоянии, так как это приведет к профициту тепловой мощности и, как следствие, к росту тарифов. Впрочем, совершенно непонятно, почему глава «Газпрома» Алексей Миллер, с одной стороны, поддерживал инициативу губернатора Валентины Матвиенко по строительству Юго-Западной ТЭЦ и даже обещал найти газ для этой электростанции, а с другой стороны, даже не предпринял никаких шагов для корректировки инвестпрограммы ТГК-1 во время существования РАО «ЕЭС России».
Как заявили гг. Федоров и Невейницын, в связи с кризисом подешевеет строительство новых энергоблоков. На сколько, они спрогнозировать затруднились, указав лишь, что, например, цемент уже упал в цене примерно на 20%. Так что «Газпрому» придется искать меньше денег на новые проекты. Беда только в том, признался г-н Федоров, что почти по всем энергоблокам, строительство которых уже началось, подписаны контракты с производителями оборудования, и цена в них докризисная.
В то же время очевидно, что если государство разрешит пересматривать инвестпрограммы энергокомпаний «Газпрома», то сразу же правительство получит огромное количество аналогичных требований от остальных генерирующих компаний. А это уже будет означать полный пересмотр Генеральной схемы размещения энергообъектов, которую несколько месяцев назад утвердил премьер Владимир Путин, одновременно отправив ее на доработку с целью увязать с Генсхемой развития газовой отрасли. При этом, как известно, еще будучи президентом, г-н Путин требовал, чтобы частные компании построили энергоблоки ровно в срок, иначе к ним необходимо применять санкции.