Дмитрий Медведев изложил свои предложения для «большой двадцатки» и пожелал удачи Обаме
«Протокол российского президента обращается к присутствующим с убедительной просьбой сесть на свои места», -- раздалось в наушниках у участников 10-го «круглого стола» российских и европейских промышленников и предпринимателей. «Я не знаю, что это значит, -- говорил синхронный переводчик, -- но думаю, что речь идет о безопасности». В знаменитом отеле «Карлтон», что расположен на не менее легендарной набережной Круазетт в Канне, вчера ждали появления Дмитрия Медведева.
Уже позади были выступления основных докладчиков, среди которых, в частности, был Егор Гайдар, говоривший больше о политике, чем о нынешнем финансовом кризисе. Его здесь воспринимали как гуру -- спрашивали, каким будет рост или падение мировой экономики в будущем году. Гайдар, оговорившись, что сознает, насколько рискует своей репутацией, предсказал рост в среднем в 2--3%. Потом его спросили, какой рецепт он дал избранному президенту США Бараку Обаме. Директор Института переходной экономики заметил, что сам г-н Обама не спрашивал его советов, но если бы спросил, то он посоветовал бы ему забыть все, что тот говорил во время предвыборной кампании, и начать думать, как укрепить международную безопасность.
Дмитрию Медведеву тоже задали вопрос про его отношение к будущему американскому коллеге. Некий юрист с американо-германским гражданством и многолетним стажем работы в Москве спросил российского президента (и тоже юриста), как тот относится к третьему юристу, такому же суперумному и образованному, как сам Медведев.
Г-н Медведев тут же поблагодарил от себя лично и от г-на Обамы коллегу-юриста за комплименты и пожелал избранному президенту США удачи в решении тех огромных задач, что стоят сегодня перед Америкой. От того, как будут решаться эти проблемы, в огромной степени зависит положение в мире, сказал российский президент. Ссылаясь на недавний телефонный разговор с Обамой, Медведев заметил, что, по его мнению, в США сейчас все-таки признают, что отношения с Россией являются одним из приоритетов внешней политики США, так же как отношения с Америкой являются одним из приоритетов российской внешней политики. «Я думаю, -- сказал Дмитрий Медведев, -- что у новой администрации будет возможность посмотреть на все непредвзято. Россия не Советский Союз, мы уже не противники, и шансы выстроить полноценные, партнерские отношения очень высоки».
Но это было в завершении его выступления перед участниками «круглого стола». А перед этим российский президент поделился с ними, как он выразился, «эксклюзивом» -- тезисами подготовленных им предложений по преодолению мирового финансового кризиса, которые он уже сегодня представит
на саммите «большой двадцатки» в Вашингтоне. Г-н Медведев, кстати, напомнил, что идея подобной встречи рождалась во время его бесед с президентом Франции Николя Саркози
во время международной конференции по безопасности в Эвиане в начале октября.
Заметив, что всякие сравнения хромают и даже Великая депрессия 1929--1933 годов -- «это все не то», Дмитрий Медведев поделился подсчетами, согласно которым суммарные потери мировой экономики от нынешнего кризиса уже превышают полтора триллиона долларов. «Считать цифры неприятно и нелегко, но нужно!» -- с нажимом заявил Медведев, явно обращаясь к какому-то невидимому в этом зале собеседнику, который, вероятно, отказывался это делать. Предложения президента России выглядели следующим образом. Он заявил, что на встрече «большой двадцатки» в Вашингтоне выступит с инициативой «упорядочения и систематизации национальных и международных институтов регулирования». Во-вторых, Россия будет выступать «за устранение дисбаланса между объемом выпускаемой массы различных финансовых инструментов и реальной инвестиционной доходностью программ, повышение прозрачности публичных компаний». Кроме того, Москва предложит меры по «ужесточению надзорных требований и
усилению ответственности рейтинговых агентств и аудиторских компаний». Дмитрий Медведев подчеркнул, что в предложениях России будет распространение ответственности по управлению рисками на всех участников рынка. «И наконец, обеспечение универсальной доступности выгод от снятия барьеров в международной торговле и от свободы перемещения капиталов», -- сказал российский президент. Он также сообщил, что Москва выступает за реформирование основных мировых финансовых институтов -- МВФ и Всемирного банка.
Дмитрий Медведев тезисно изложил основные проблемы, которые уже сегодня он будет обсуждать в Ницце в ходе 22-го саммита Россия--Евросоюз. «Для нас нет дилеммы, вступать в ВТО или не вступать, -- сказал он. -- Моя позиция -- «за», но не на унизительных условиях». «И вообще, хватит переговоров, -- воскликнул Медведев, -- надо решение принимать!» Заметив, что если бы нынешний кризис разразился до появления единой европейской валюты, то его последствия были бы куда серьезнее, президент сообщил: «Мы в России тоже хотим создать новый финансовый центр, возможно, для работы в СНГ, и уже до конца нынешнего года будет принят пакет законов для начала его работы». А затем поделился своими оценками того, какие меры принимаются в России в условиях глобального кризиса.
Если в этом году рост ВВП в России составит около 7%, сказал президент, то в будущем он замедлится и непросто будут обстоять дела с инфляцией. Г-н Медведев заверил европейских бизнесменов, что, несмотря на увеличение госконтроля за крупным бизнесом, мы не собираемся ничего национализировать, со временем государство будет избавляться от пакетов акций, и предприятия снова будут приватизироваться. Россия не собирается закрываться, и мы будем по-прежнему участвовать в мировом разделении труда, уверенно заявил президент России: «Сотрудничество с ЕС остается нашей стратегической целью, и, уверен, мы сможем выйти из кризисной фазы. Все будет хорошо!»
Эти слова, как и все выступление Дмитрия Медведева, вдохновили на прочувствованно-благодарственную ответную речь одного из основателей российско-европейского «круглого стола» предпринимателей (он был основан в 1997 году) Анатолия Чубайса: «Ни разу за последние десять лет мы не ощущали такой общности между бизнесом и властью, как сейчас. Ваши предложения -- это масштабный ответ на вызовы времени. Когда президент России говорит: нет -- национализации, нет -- протекционизму, это должно быть поддержано бизнес-сообществом». С этими словами Чубайс передал Медведеву сформулированные «круглым столом» антикризисные предложения. Дмитрий Медведев быстро пробежал их глазами, сказал, что они на удивление точно коррелируют с его предложениями, и заявил, что тут же отдаст правительству указания их проработать. Потом в кулуарах несколько российских предпринимателей увлеченно обсуждали, как правительство Путина возьмется исполнить это поручение.