К новым ставкам транспортного налога в Москве в следующем году могут прибавиться еще и дополнительные сборы за использование шипованной резины. Столичные чиновники, считающие, что дорожное покрытие городских магистралей портят именно автомобилисты, 80% из которых используют в зимние месяцы колеса с шипованными покрышками, решили вновь вернуться к идее взимания дополнительной платы за безопасное вождение по льду. Вчера с таким предложением выступил на очередном заседании столичного правительства руководитель департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Андрей Цыбин. «Этот вопрос нужно рассмотреть совместно с законодательной властью города, чтобы не идти вразрез с Налоговым кодексом», -- заявил г-н Цыбин.
Несмотря на то что эта идея, давно витающая на Тверской, 13, по-прежнему не оформлена в виде какого-либо нормативного акта, сегодня ее обсуждение уже вышло на новый уровень. Поскольку заботу об износостойкости дорожного полотна проявил и сам мэр Москвы Юрий Лужков. «Летом мне пришлось принять решение о выделении дополнительных средств на ремонт МКАД и Третьего транспортного кольца из-за бешеного износа левой полосы, где образовалась колея, которая опасна для водителей», -- посетовал градоначальник, также склонный винить в появлении выбоин автомобилистов, а не дорожников. Г-н Лужков заявил вчера, что вопрос надо срочно решать: «Или те, кто имеет шипованную резину, будут доплачивать налог на ремонт дорог, или давайте запрещать использование шипов в летний период».
Правда, из дальнейших выступлений чиновников следовало, что вовсе не автомобилисты и даже не тяжелая военная техника, которой позволили пройти по московским улицам во время майского парада, являются основной причиной
слишком высоких затрат на поддержание дорожного полотна столицы в относительно нормальном состоянии. По признанию Андрея Цыбина, существующие ГОСТы позволяют исполнителям городского заказа применять стройматериалы и дорожное покрытие старого образца. И в результате перекладывать асфальт приходится порой даже чаще чем раз в пять--семь лет.
Общая протяженность городских магистралей, по данным департамента ЖКХ и благоустройства города, составляет более 5 тыс. км, а площадь дорожного покрытия достигает 120 млн кв. м. Стоимость же ремонта 1 кв. м дорожного полотна, по словам г-на Цыбина, обходится городской казне в 1--1,5 тыс. руб. В этом году, по его словам, капитальный ремонт проведен на площади около 7,4 млн кв. м, и еще на порядка 6,4 млн кв. м ремонтные работы проводились в текущем порядке. Таким образом, реконструировано было до 19% от площади всей улично-дорожной сети, а объемы ремонтных работ на 10% превысили показатели 2007 года.
Поэтому г-н Цыбин предложил наряду с ужесточением требований к автовладельцам пересмотреть и госстандарты производства дорожных материалов. «Мы хотим обязать производителей выпускать тот асфальт, который нам нужен», -- пояснила журналистам руководитель пресс-службы департамента ЖКХ Марина Орлова. По ее словам, причиной того, что городу ежегодно приходится ремонтировать более 10% дорожного покрытия, является также и «сложная климатическая» обстановка, когда амплитуда колебаний температуры составляет от 5 градусов тепла до 20 градусов ниже ноля, а «переходы через ноль» происходят более 50 раз за сезон.
Кроме того, как утверждает г-н Цыбин, уже этой зимой перед дорожниками стоит вопрос «разработки и использования новых материалов для разметки». «Нам необходимы новые пластиковые низкотемпературные материалы, которые будут одинаково эффективно действовать на столичных трассах», -- заявил он, напомнив о том, что «рельефная» разметка, предупреждающая водителя о смене полосы шумом и вибрацией, уже в 2009 году должна быть опробована на МКАД.
«Сегодня нам приходится ремонтировать дорожное полотно каждые два-три года, что связано в первую очередь с материалами, не отвечающими высоким требованиям. Я считаю, что использование новых, более прочных материалов, позволяющих увеличить срок эксплуатации, пойдет городу только на пользу», -- поддержал руководителя департамента глава комплекса ЖКХ Петр Бирюков. В том, что уже качественная дорожная разметка позволит сократить на 15% аварийность на дорогах, уверен и начальник столичного управления ГИБДД Сергей Казанцев. В целом же состояние дорожного полотна, по данным автоинспекторов, становится причиной 5,5% ДТП.
Однако Юрий Лужков, отметивший отсутствие «уюта» на столичных дорогах, был явно раздражен и тем, как работают столичные автоинспекторы, и концепцией развития дорожно-ремонтной отрасли, представленной городскими чиновниками. «Никакого надзора за состоянием дорожного хозяйства не ведется, я не вижу потока предписаний по тем вопросам, которые лежат в вашей компетенции. Надзорные функции вы осуществляете неудовлетворительно», -- обрушился г-н Лужков с критикой на ГИБДД. От г-на Цыбина же он потребовал не идей, а реального плана действий. «Я не увидел мощного раздела по реализации поручений», -- упрекнул он главу департамента ЖКХ.