|
|
N°208, 11 ноября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Daimler может притормозить
В германском автоконцерне Daimler возникли серьезные сомнения относительно целесообразности инвестирования в российский КамАЗ. Об этом вчера сообщила ведущая газета деловых кругов ФРГ Handelsblatt. В руководстве штутгартского автоконцерна, пишет издание, все громче раздаются голоса, требующие по крайней мере заморозить проект. Согласно изначальным планам предполагалось, что Daimler уже до конца текущего года примет окончательное решение о формуле своего участия в деятельности лидера российского рынка грузовых автомобилей. Теперь, сообщает Handelsblatt со ссылкой на источник, «посвященный в ситуацию», российское предприятие не считается «высоко приоритетным» в планах германского концерна. Инвесткомпания «Тройка Диалог», владеющая 42-процентным пакетом КамАЗа, в конце июля объявила, что Daimler стал ее «эксклюзивным партнером» в переговорах о продаже акций российского предприятия. Управляющий директор «Тройки» Андрей Шаронов допускает, что переговоры завершатся, «возможно», лишь в будущем году.
Пока, согласно заявлениям представителей Daimler, на КамАЗе продолжается процедура due diligence, в ходе которой изучаются важнейшие финансово-хозяйственные показатели его деятельности. «До конца года мы примем решение, будет ли Daimler участвовать в совместном проекте с КамАЗом или нет», -- подчеркнула официальный представитель концерна, заметив, что «Россия продолжает оставаться интересным рынком грузовых автомобилей». За этой фразой вполне может скрываться и желание немецкого концерна притормозить совместный проект с российским автозаводом, ведь, как вчера было заявлено в Штутгарте, Daimler также «проверяет опцию» строительства своего собственного завода по производству грузовых автомобилей.
«Тройка Диалог» приступила к переговорам о продаже 42% акций КамАЗа концерну Daimler летом. В июле Daimler и «Тройка» достигли принципиальной договоренности о цене, которая должна была превышать 2 млрд долл. (рыночная стоимость пакета тогда составляла приблизительно 3,9 млрд долл.). В настоящее время рыночная стоимость акций упала по меньшей мере вдвое, и инвестирование в КамАЗ становится для немцев достаточно рискованным.
Процедура due diligence, как заявляют в германском концерне, скорее всего, будет завершена уже в ближайшие дни. КамАЗ в этом году сохраняет позитивную производственную и финансовую динамику. В прошлом году компания продала более 53 тыс. грузовиков, удержав долю рынка в 30%, выручка составила 3,8 млрд долл. В январе--сентябре 2008 года компания увеличила выпуск автомобилей по сравнению с аналогичным периодом 2007 года на 9,8%, до 41,8 тыс. штук. За девять месяцев предприятия группы КамАЗ отгрузили своим потребителям товарной продукции на 73,5 млрд руб., что на 7,4% превышает показатели прошлого года.
Однако успешные показатели не гарантируют того, что Daimler однозначно выскажется в пользу перспективы участия в капитале КамАЗа. В нынешних условиях глобального финансового кризиса и резкого падения спроса на продукцию мировых автогигантов даже в таком сильном европейском концерне, каковым является Daimler, предпринимательские риски повышаются в разы. Андреас Реншлер, глава подразделения Daimler Trucks, крупнейшего в мире производителя коммерческих автомобилей, объявил, что в случае провала совместного проекта Daimler предполагает начать собирать грузовики в России собственными силами. Таким образом немцы рассчитывают избежать до 30% таможенных пошлин, которые бы действовали в случае ввоза в Россию готовой продукции.
Руководству Daimler предстоит решить непростую дилемму. С одной стороны, аналитики считают готовящуюся сделку с российским КамАЗом правильным ходом. Однако перед лицом кризиса на финансовых рынках и предстоящих остановок конвейеров на 14 заводах Daimler решиться на нее становится все сложнее.
Юрий ШПАКОВ, Берлин