Авиастроительная компания Boeing вынуждена в четвертый раз за последние два года отложить первый испытательный полет создаваемого ею самолета Boeing-787 Dreamliner («Лайнер мечты»). Причиной стала восьминедельная забастовка рабочих, проведенная одним из профсоюзов компании в поддержку его требований о новых условиях коллективного договора. Забастовка окончилась компромиссом еще в прошлое воскресенье, однако исторический первый полет нового лайнера уже, видимо, не состоится до конца года.
До сих пор Boeing уже трижды отменял назначенные сроки первого взлета Dreamliner. Это случилось в октябре прошлого года, а также в январе и апреле нынешнего. Причиной тогда назывались обнаруженные ошибки в проектировании отдельных элементов самолета, а также трудности в организации сети поставщиков его деталей и оборудования. В мае руководитель программы Boeing-787 Пат Шанахан заявил журналистам,
что эти проблемы преодолены и больше переносов не будет. «Я не ожидаю больше никаких неожиданностей в выполнении наших обязательств», -- сказал он тогда.
Неожиданностью стала неуступчивость, проявленная лидерами Международной ассоциации работников машиностроительной и авиакосмической промышленности (одного из самых массовых профсоюзов сотрудников Boeing) при перезаключении коллективного договора на новый срок. (Впрочем, предвидеть трудности в этом вопросе было не так уж и сложно. Колдоговор обновляется каждые три года. В прошлый и позапрошлый раз эта процедура тоже сопровождалась забастовками.)
На этот раз машиностроители бастовали с начала сентября, в общей сложности 58 дней. По оценкам экспертов, Boeing потерял в результате 5,6 млрд долл., т.е. почти по 100 млн долл. за каждый день простоя.
Ко 2 ноября профлидеры согласовали с администрацией новое, очень выгодное для трудящихся соглашение (на этот раз на четырехлетний срок), и рабочие вернулись в цехи. Однако вчера представитель пресс-службы Boeing Ивон Лич сообщила, что Dreamliner уже не успеет взлететь в четвертом квартале 2008 года, как намечалось. Новый срок первого полета пока не назван. Руководство компании определит его в ближайшие недели. Некоторые эксперты уже высказали опасение, что старта, возможно, не стоит ждать раньше февраля 2009 года.