Государству оказалось мало заложенного РУСАЛом по кредиту ВЭБа блокпакета акций "Норильского никеля"
РУСАЛ, основным акционером которого является предприниматель Олег Дерипаска, вчера сообщил о досрочном погашении кредита в размере 4,5 млрд долл., привлеченном у синдиката иностранных банков в апреле 2008 года
для приобретения 25% плюс две акции «Норильского никеля». Как сообщалось, это стало возможным благодаря выделению кредита Внешэкономбанка. Взамен, согласно положению закона «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы РФ», государство получило право проведения своих представителей в органы управления заемщика, то есть РУСАЛа. И директор департамента информационной политики ВЭБа Андрей Мазуров заявил «Времени новостей», что «банк действует в соответствии с законом и порядком, утвержденным наблюдательным советом». Но вчера выяснилось, что эти условия расширены и государство также теперь вправе провести своего представителя еще и в совет директоров «Норникеля», который будет выбран на внеочередном собрании акционеров компании 26 декабря этого года, и двух госпредставителей в состав руководства никелевой компании. Об этом говорится в сообщении РУСАЛа. Судя по всему, провести в совет такого кандидата РУСАЛ сможет только за счет исключения своих представителей (сейчас это г-н Дерипаска, глава РУСАЛа Александр Булыгин и акционер РУСАЛа Михаил Прохоров). Как пояснил «Времени новостей» источник, знакомый с ситуацией, дело в том, что залог по кредиту -- блокпакет акций «Норникеля» -- не в полной мере соответствует требованиям ВЭБа (25% акций «Норникеля» вчера в РТС стоили 5,3 млрд долл.), поэтому государство на основании закона попросило дополнительных гарантий. В «Норникеле» от комментариев отказались, в пресс-службе РУСАЛа на вопросы «Времени новостей» не ответили. Впрочем, на вопрос о несоответствии суммы залога и кредита г-н Мазуров отметил, что «интересы государства соблюдены полностью».
Эксперты же считают, что теоретически проигравших от такой кадровой рокировки быть не должно, ведь представители государства будут выступать как независимые арбитры. Однако, на практике минусы от такой операции очевидны для «Интерроса» Владимира Потанина (владеет около 30% акций «Норникеля» и фактически контролирует совет директоров и менеджмент), ведь теперь ему придется каждое решение более тщательно обосновывать. В сообщении РУСАЛа, в свою очередь, говорится, что вхождение представителей государства в совет директоров и правление «Норникеля» «будет иметь позитивное значение для компании и миноритарных акционеров, поскольку позволит изменить расстановку сил в подконтрольном Владимиру Потанину совете директоров, ограничить его влияние, обеспечить прозрачность принимаемых решений, контроль над управляемостью «Норникелем» и повышение стоимости компании в интересах всех акционеров». А в «Интерросе» заявили, что готовы к тесному сотрудничеству с государством в управлении никелевой компанией.
Кредит РУСАЛу государство решило выдать на основании того, что компания является первоклассным заемщиком, оказавшимся в силу в целом неблагоприятной ситуации на международных финансовых рынках перед угрозой потери активов. Дело в том, что в обеспечении кредита западных банков были заложены акции «Норникеля». Но в связи с финансовым кризисом они резко обесценились, а потому банки получили право требовать досрочного погашения кредита. И г-н Дерипаска получил прямую угрозу лишиться актива -- ведь рефинансировать такой кредит сейчас практически нереально.
В то же время теперь, получив госкредит и пообещав государству получить представительство в совете директоров и топ-менеджменте «Норникеля», г-н Дерипаска застраховался от невыгодных для себя решений. «Вероятно, что по многим вопросам позиция государства и РУСАЛа будет схожая», -- считает аналитик ИК «Велес Капитал» Станислав Фоменко. Например, считает он, в сегодняшней ситуации государство вряд ли бы поддержало
решение об обратном выкупе собственных акций «Норникеля» (buyback), которое было инициировано «Интерросом» и представлено как инструмент для поддержания курса акций компании в условиях кризиса.
Как известно, РУСАЛ изначально был против buyback, выступая за выплаты дивидендов. Не добившись проведения своей позиции через совет директоров «Норникеля» обратился в Арбитражный суд Красноярского края, который временно приостановил все операции с акциями компании. Однако, как вчера сообщил сам «Норникель», 29 ноября компании все-таки удалось частично провести выкуп акций на общую сумму около 26 млрд руб., так как определение суда поступило к регистратору не в первые часы его работы. Впрочем, в РУСАЛе говорят, что судебные решения были направлены в «Норникель» и регистратору еще 28 октября по электронный почте на общий адрес «в связи с отказом представителя компании принять документы, доставленные курьером (хотя такие документы должны доставляться судебными приставами. --
Ред.)». В алюминиевой компании считают, что данные действия были проведены в интересах «Интерроса», который, таким образом, воспользовался ситуацией, предъявив акции к выкупу. В связи с этим РУСАЛ заявил о намерении обратиться в ФСФР с требованием инициировать соответствующую проверку, говорится в сообщении компании. В «Норникеле» же «Времени новостей сказали, что «в сложившейся ситуации компания намерена защищать интересы всех своих акционеров в рамках действующего законодательства».
Г-н Фоменко считает, что в сложившихся условиях на мировых рынках механизм buyback не позволяет поддерживать капитализацию. Впрочем, капитализация никелевого гиганта с 29 октября выросла с 13,343 млрд долл. до 21,35 млрд долл. (по итогам торгов в РТС), причем курс акций «Норникеля» рос в разы быстрее, чем индекс РТС. И этому явно способствовала информация о проведении обратного выкупа.