|
|
N°205, 06 ноября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Рекорды молодых
Сезон завершился удивительной победой Льюиса Хамильтона
Когда под рев трибун Фелипе Масса первым пересек финишную черту, в боксах «Феррари» все бросились к отцу гонщика с поздравлениями. В этот момент его главный соперник входил в последний вираж лишь шестым. Но мгновение спустя на этих же людей было больно смотреть -- радость на их лицах сменилась полным отчаянием, а ликование перекинулось в моторхоум «Макларена», где уже родные Льюиса Хамильтона попали в плотные объятия друзей и знакомых. Британец все-таки втиснулся на заветное пятое место, гарантировавшее ему чемпионский титул.
Именно так и должен был закончиться этот фантастический сезон -- сногсшибательным финальным эпизодом, в котором пересеклось сразу несколько сюжетных линий, красной нитью проходивших через весь чемпионат. Победе Хамильтона, казалось, противилось все: поул Массы и собственная неудачная квалификация на четвертом месте, недружелюбные акции фанатов и откровенная поддержка со стороны некоторых пилотов из других команд его конкурента, неприятные воспоминания о прошлогодней неудаче и почти физически ощутимое давление бразильской торсиды. И даже дождливая погода, с некоторых пор считающаяся более подходящей Хамильтону, чем Массе, чуть не сыграла с ним злую шутку. Хорошо еще, что обошлось без ошибок главных участников, из-за которых они по ходу сезона недосчитались несколько важных очков. Удалось избежать и судейского вмешательства, что тоже можно считать отличительной чертой этого года. Хотя на непонятные маневры Роберта Кубицы, пытавшегося заблокировать обгонявшего его на круг Хамильтона, реакция должна последовать.
Такие концовки, где не сразу разберешь, чем же все закончилось, особенно любимы английским режиссером Гаем Ричи. Похоже, это своеобразный британский стиль -- специфический, как все произведенное в Англии. Ведь и последнюю сцену триллера «Сезон-2008» поставил уроженец Туманного Альбиона. Льюис Хамильтон так лихо закрутил интригу за два круга до финиша, что вспомнить что-то подобное в истории «Формулы-1» с ходу и не удастся. С этим может сравниться только развязка чемпионата 1976 года: из-за отказа Ники Лауды продолжать гонку на залитой дождем трассе Фудзи чемпионство после сложных расчетов очков, пошедших в зачет, досталось Джеймсу Ханту, кстати, тоже англичанину, выступавшему за «Макларен».
Гонка началась и закончилась под дождем. Непогода испортила прощание с большим спортом Дэвида Култхарда, вылетевшего в первом же повороте, да угодил в аварию Нельсон Пике. На этом коварство стихии и ограничилось, заставив вспомнить о себе лишь перед финишем. В неразберихе, возникшей после массовой замены «сухих» покрышек на «дождевые» в заключительной части дистанции, Хамильтон едва не допустил роковую ошибку, пропустив вперед Себастьяна Феттеля, чей «Торо Россо», между прочим, оснащен двигателем «Феррари». Вот это был бы подарок большой скудерии от скудерии маленькой! А когда Льюиса из боксов все же предупредили о его истинном положении, догнать немецкого пилота он попросту не мог. Так бы англичанин и остался второй год подряд без чемпионских регалий, если бы не другой немецкий гонщик, Тимо Глок, решивший не менять резину. На мокром асфальте он не удержал свое четвертое место, уступив и Феттелю, и Хамильтону. Финишировав пятым, английский пилот «Макларена» получил лавры самого молодого чемпиона мира по автогонкам в классе «Формула-1».
Итак, 59-й сезон «Большого цирка» подошел к концу. Он подарил нам нового -- 30-го по счету -- чемпиона. Это девятый представитель Великобритании, принесший своей стране 13-й титул. Англичане -- безусловные лидеры по количеству выигранных чемпионатов, большинство из которых приходятся на 60-е годы, а последнего успеха добился Дэймон Хилл в 1996 году. В «Макларене» эту победу ожидали с 1999 года. Кубок конструкторов «серебряные стрелы» не выигрывали с 1998 года, уплыл он от англичан и в этом сезоне. «Феррари» добилась успеха в командном первенстве 16-й раз.
Впервые с 1989 года гонщик, выигравший наибольшее количество Гран-при в сезоне, не смог победить в чемпионате: Масса одержал шесть побед, а чемпион Хамильтон -- пять. Это нисколько не умаляет заслуги Льюиса, отличающегося стабильностью результатов. Но система распределения очков, возможно, требует поправки в сторону увеличения важности побед. Ведь действующая теперь была принята исключительно с целью обратной: сократить разность между выигрышем и вторым местом, чтобы хоть как-то противодействовать Михаэлю Шумахеру.
Это был первый сезон после запрета вспомогательных электронных систем трэкшн-контроля. Перед началом чемпионата по паддоку ходили осторожные разговоры о том, что пилоты не смогут обходиться без электроники, что будет много вылетов и аварий, а дождевые гонки и вовсе превратятся в смертельный аттракцион. Но кроме самого первого этапа в Австралии, где количество сошедших с дистанции машин действительно достигло рекордных величин, чемпионат не отличался повышенной аварийностью. Даже дождевые гонки, на которые этот год выдался урожайным, прошли без происшествий, если не брать во внимание, конечно, непредсказуемость их результата. В общем, всем участникам можно поставить за сезон «отлично».
И все же самый большой и приятный сюрприз закончившегося чемпионата -- усилившаяся конкуренция за победу как в каждом отдельном Гран-при, так и в сезоне в целом. В этом году в спор между «Маклареном» и «Феррари» вклинился «БМВ-Заубер», а под конец свою восстановившуюся силу продемонстрировала и «Рено». Фернандо Алонсо в шести гонках на финише набрал 43 очка, что позволило двукратному чемпиону мира опередить в личном зачете Ника Хайдфельда, единственного из всех гонщиков, финишировавшего на всех 18 этапах. И если бы французская команда подготовила боеспособную машину на несколько этапов раньше, концовка чемпионата вышла бы еще напряженнее.
Но и так борьба опять шла до последней гонки, а ее исход могли решить пилоты команд, которые еще недавно если и упоминались в отчете о гонке, то только при перечислении круговых или сошедших по техническим причинам. «Торо Россо» и «Тойота» на полпути к верхушке топ-команд, но чтобы стать еще ближе, им нужно сделать еще немало. С другой стороны, продолжается медленный закат некогда великой конюшни Фрэнка Уильямса, уже не удивляют вечные неудачи «Хонды», которая и бразильскую гонку закончила пожаром на машине Дженсона Баттона. Безнадежный аутсайдер «Форса Индия» не смогла набрать в этом году ни одного очка. Печальна судьба канувшей в Лету «Супер Агури», снявшейся с чемпионата из-за финансовых трудностей.
Среди гонщиков выросло целое поколение, которое уже стало лицом новой «Формулы». Нико Росберг, Себастьян Феттель, Тимо Глок смогли показаться в этом сезоне и преподнести несколько неожиданно высоких результатов. Феттелю даже удалось установить рекорд «Формулы-1», став в Монце самым молодым обладателем поула и победителем Гран-при. Отлично выступил Роберт Кубица, сумевший набрать такое же количество очков, что и прошлогодний чемпион Кими Райкконен. И, конечно, безусловным лидером в этой компании является новый чемпион мира Льюис Хамильтон, чья карьера только начинается.
Дмитрий СИТНИК