Время новостей
     N°206, 07 ноября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.11.2008
Кризисный рикошет
Как отразятся потрясения в глобальной экономике на российском нефтегазовом секторе?
Нефтегазовый сектор все последние годы был основой российского бюджетного благополучия, создававшего иллюзию наступающего благоденствия. Но наступить ему, видимо, не суждено, по крайней мере пока. «Газпром» и нефтяные компании, еще несколько месяцев назад занимавшие почетные места в рейтингах по уровню капитализации, дешевеют с удвоенной скоростью -- вместе со всем фондовым рынком и дополнительно по мере падения мировых цен на нефть.

Газовики с удовлетворением еще подсчитывают прибыли (глава «Газпрома» Алексей Миллер недавно сообщил, что ожидает «астрономических» доходов), но уже вместе с нефтяниками, как и десять лет назад, ждут от власти помощи. Идя навстречу этим ожиданиям, правительство уже существенно понизило экспортные пошлины на нефть.

Одним из первых и очевидных последствий глобального финансового кризиса эксперты называют грядущее сокращение инвестиционных программ во всех секторах мировой экономики по причине ухудшения доступа к финансовым ресурсам и общих соображений «новой» экономии. Однако следующим этапом станет замедление или остановка промышленного роста.

В какой степени эти общие выводы коснутся российского ТЭК? Как известно, по итогам 2007 года добыча нефти увеличилась более чем на 2%, а добыча газа снизилась примерно на 0,5%. В этом году нефтяники обещали не сокращать добычу, а по части газа Минпромэнерго прогнозировало трехпроцентный рост. Многие эксперты да и представители власти признавали до кризиса: для поддержания высоких темпов роста экономики (даже при условии перехода на так называемый инновационный сценарий) этих объемов недостаточно. Безусловно, кризис поправит все сценарные разработки властей, и пока неясно, насколько серьезно. Но главное, замедления мирового спроса на продукцию нефтегазового сектора пока нет -- наоборот, снижение цен может способствовать сохранению спроса на высоком уровне.

Тем не менее возможности развития нефтегазовой отрасли ограничены, и в первую очередь большими внешними заимствованиями. Нет сомнений, что именно у газовиков и нефтяников «право первой ночи» на те средства, которые государство зарезервировало для помощи российским компаниям по выплате долгов. Но за этой проблемой немедленно возникает другая -- финансирование инвестпрограмм. Ясно, что прежние механизмы действовать не будут. Президент Института энергетики и финансов Леонид Григорьев считает, что отрасль ждет «примитивизация» финансирования, когда на смену сложно структурированным сделкам придут более традиционные источники средств, в том числе коммерческие банки и государство. Однако эти источники в отличие от рынков капитала (разумеется, в том виде, в каком они существовали до кризиса) не неисчерпаемы. А президент Института энергетической политики Владимир Милов указывает, что, несмотря на курс на государственный интервенционизм в отрасли, госкапитал пока нельзя рассматривать как источник развития ТЭК.

Эксперты согласны в том, что инвестиционные планы российских нефтяников и газовиков пострадают. Пока, впрочем, лишь глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов признал, что его компания может пересмотреть инвестиционную программу в сторону снижения из-за падения цен на нефть. Он говорил, что какие-то проекты будут передвинуты по срокам, а какие-то пересмотрены. ЛУКОЙЛ даже вынес вопрос о влиянии кризиса на политику компании на заседание совета директоров. «Газпром», чей размер предстоящих капиталовложений в освоение Ямала или «Штокмана» поражает воображение, планирует рассмотреть на совете директоров вопрос о стратегии действий в условиях кризиса в декабре. Но при этом устами зампреда правления Андрея Круглова заявляет: «У концерна нет намерения в связи с финансовым кризисом приостанавливать какие-то проекты, о которых уже проинформировали наших инвесторов». Г-н Круглов при этом поясняет, что накопленная ликвидность позволит «Газпрому» мобилизовать средства для финансирования инвестпрограммы без привлечения заемных средств на внешнем рынке. Алексей Миллер в свою очередь недавно сказал: «Газпром» чувствует себя в финансовом плане абсолютно устойчиво. Могу сказать, что к нам, наоборот, стоит очередь из банков, которые хотели бы кредитовать концерн. Другое дело, что «Газпром» располагает своими собственными значительными финансовыми ресурсами, и мы на самом деле очень серьезно и внимательно отбираем партнеров».

Леонид Григорьев отмечает, что кризис сдерживает инфляцию издержек -- это тоже своего рода инвестиционный ресурс. Примечательно, что об этом на днях говорил и премьер-министр Владимир Путин, отмечая, что реализуемые государством инфраструктурные проекты в сфере транспорта должны подешеветь, поскольку дешевеет тот же цемент. Этот же механизм должен действовать и в отношении капиталовложений нефтегазового сектора. Вероятно, частные компании им с успехом воспользуются. Ближайшие месяцы покажут, в состоянии ли это сделать резко усилившиеся в отрасли государственные компании. Впрочем, г-н Круглов из «Газпрома» отметил, что ожидает от кризиса позитивного эффекта в форме снижения цен на материалы и услуги.

Андрей ДЕНИСОВ