В среду в Петербурге произошло эпохальное для города событие. Были торжественно открыты два объекта транспортной инфраструктуры. Строители полностью сдали первую очередь Кольцевой автомобильной дороги (КАД), достроив в районе Ржевской развязки над Большой Охтой восьмиполосный второй уже в городе вантовый мост, а также первую очередь Западного скоростного диаметра (ЗСД), которая соединила КАД с Морским портом.
Эти два объекта способны изменить жизнь мегаполиса. Вантовый мост может избавить восточную часть города от пробок, поскольку до сих пор на старую четырехполосную переправу машины буквально протискивались, так как основная дорога была восьмиполосной, и все время возникал затор. А ЗСД с подключением пока к третьему и четвертому участкам Морского порта избавит внутригородские магистрали от большей части грузового транспорта.
Шестикилометровый участок первой очереди ЗСД, "отмыкая" от развязки КАД, упирается в створ Автомобильной улицы, соединенной под Автовским путепроводом с улицей Морской пехоты, которая в свою очередь вливается в Дорогу на Угольную гавань, ведущую к третьему и четвертому участкам Морского порта. Такое подключение обеспечит бесперебойную транспортную связь портовых районов с федеральными дорогами.
В середине октября
газета "Время новостей" подробно писала о подключении двух участков порта к ЗСД. Мы сообщали, что эту магистраль власти собирались открыть еще 15 октября, приурочив открытие к Дню дорожника. Но скоростной диаметр тогда еще не был подключен к КАД -- развязка была до конца не готова. А вводить в эксплуатацию одно без другого не было смысла.
Поэтому все причастные к этому событию лица -- представители «Росавтодора», Министерства по транспорту, комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Петербурга -- решили объединить два вышеописанных события в одно. И 30 октября, пригласив на это мероприятие вице-премьера Сергея Иванова и министра транспорта России Игоря Левитина, торжественно открыли оба объекта.
Все время церемонии шел дождь. Бойцы ФСО, охрана чиновников Смольного, журналисты промокли насквозь. Хватило воды и VIP-персонам, потому что не у всех получалось ловко с трибуны забираться под зонтик, а потом садиться в машины. Но Сергей Иванов сказал, что в Петербурге дождь всегда к счастью. "В дождь исполняются желания. О КАД и ЗСД мечтали еще ленинградцы -- портовому городу подобных магистралей всегда не хватало. И подрядчики выполнили его. Осознавая свою ответственность, они создали такие дороги, которых пока нет нигде в России, и при этом значительно опередили график сдачи объектов в эксплуатацию. Если поступление средств продолжится с теми же темпами, а мы постараемся, чтобы финансирование сохранялось и не прерывалось, то Кольцевая автодорога будет закончена полностью уже в 2010 году вместо планируемого 2012 года", -- заявил вице-премьер.
Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, когда вся делегация перебралась по КАД с востока на юг (где дождь усилился), чтобы посмотреть на примыкание ЗСД к КАД, тоже нахваливала строителей: "Эта развязка, соединяющая КАД, Западный скоростной диаметр, Дачный проспект и Предпортовую улицу, -- самая большая на северо-западе России. Это очень сложная многоуровневая инженерная система. У нее 16 съездов на примыкающие трассы. И еще меня переполняет гордость за наш комитет по инвестиционным проектам, который с самого начала вел концессию, строившую ЗСД. Могу сказать, что наше государственно-частное партнерство оказалось удачным".
Правда, градоначальница сделала и внушение строителям: "На КАД огромное количество развязок и путепроводов, а у вас, -- возмутилась г-жа Матвиенко, -- нет четких указателей для водителей, кому куда поворачивать. Ведь если кто-нибудь проедет свой поворот, он может час ехать к этому повороту обратно". Строители пообещали г-же Матвиенко решить эту проблему в ближайшее время.
Введение в строй первой очереди ЗСД чревато целым рядом нововведений. Как рассказали "Времени новостей" в дирекции по организации дорожного движения (ДОДД), с подключением порта к ЗСД тяжеловозам будет запрещено ездить по другим дорогам. Если они, конечно, не везут груз на одно из предприятий города. В этом случае компания-перевозчик должна обратиться в ДОДД с просьбой выписать им разрешение на въезд в город. Правда, разрешений придется выдавать довольно много, поскольку более 35% товаров, идущих через Морской порт, предназначены для Петербурга, и несколько меньше грузов северная столица отправляет из него морем. Ну а водителям, везущим транзитные грузы, будет только удобнее выезжать на Западный скоростной диаметр, а оттуда на Кольцевую автодорогу, минуя пробки внутригородских магистралей.
По этому вопросу пока много споров. Перевозчики, например, считают, что получение пропусков -- обязанность грузовладельцев. Но город пока стоит на своем. Тем не менее, несмотря на подобные споры, грузовых машин в городе все равно станет меньше.
А в декабре Смольный собирается заключать договор с концессионером о том, чтобы сделать Западный скоростной диаметр платным, как это планировалось с самого начала. Уже известно, что стоимость проезда для грузового транспорта составит около тысячи рублей. Пока же специалисты придумывают способы взимания этих денег. Старушка в будке по продаже билетиков на выезде из порта точно не подходит. Нужна современная, лучше всего бесконтактная система, которая стоит немалых денег и для внедрения требует больших временных затрат. Поэтому вопрос о сроках пока остается открытым. Как и вопрос о правомочности создания платной магистрали. Ведь по закону любая платная дорога должна иметь бесплатную альтернативу. В данном случае альтернативой являются старые маршруты по городским улицам.
Таким образом, пропуска и плата за проезд компенсируют друг друга в своих последствиях. А перевозчики собираются протестовать, доказывая, что оба нововведения нарушают их права. В общем, в Петербурге начинается новая эпоха -- эпоха ЗСД.