|
|
N°203, 31 октября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В таком же направлении будем двигаться дальше?
Пятнадцатилетие канала НТВ стало, пожалуй, главным событием октября (не считая удостоившейся широкого освещения всеми телеканалами страны презентации двухмесячного уссурийского тигренка, подаренного премьер-министру Путину на его собственный день рождения).
Сюжет о поздравлении президентом Медведевым руководителя НТВ Кулистикова был снят в новаторской для протокольных сюжетов мизансцене. Двое вышли из леса и остановились друг против друга на дорожке меж берез и сосен. Президент начал первым: «Хочу поздравить вас, весь коллектив и, конечно, нас, зрителей, с большим праздником -- пятнадцатилетием НТВ... Уверен, что у канала большое будущее...» Кулистиков ответствовал взволнованно и витиевато: «Мы всегда старались беспристрастно отражать жизнь России, но со страстью рассказывать об этом нашим зрителям».
Подарок, который приготовил НТВ премьер-министр Путин, освещала не только компания-именинница, но и все дружественные ей (и не очень) российские телекомпании. Путин лично прибыл в «Останкино», чего не случалось ни разу за годы его президентства. Да и незачем было. Современные технические средства давно позволяют высшим руководителям страны выходить в эфир прямо из Кремля (уссурийской тайги, пустыни, морской пучины, etc). Когда же свое 15-летие отмечала главная государственная компания страны ВГТРК, ее руководители, а также ведущие сотрудники сами поехали поздравляться к президенту в Бочаров ручей, где он в то время отдыхал.
А в случае с НТВ вышло почти как в детской песенке про день рождения, который, к сожалению, только раз в году: «Прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете...» Волшебник, однако, не прилетел, а приехал. Причем, следуя ленинскому завету, что пресса должна быть не только коллективным агитатором и пропагандистом, но и коллективным организатором, премьер-министр и НТВ вовлекли в празднование столь значимого для страны события большинство жителей Останкино, перекрыв примерно за три часа до проезда премьерского кортежа все примыкающие к телецентру улицы и эвакуировав все припаркованные на улице Академика Королева автомобили. Застывшие на несколько часов в неимоверных пробках, возбужденные останкинцы использовали всю мощь автомобильных клаксонов для выражения той особой радости, что испытывают россияне, становясь невольными участниками и очевидцами исторических событий, от которых не спрятаться, не скрыться.
Владимиру Владимировичу в аппаратных и студиях, по которым его поводили сотрудники НТВ, явно понравилось. Лица канала довольно улыбались. Руководитель НТВ Владимир Кулистиков отрапортовал о главном достижении: американская продукция окончательно и бесповоротно вытеснена с российских телеэкранов. Его тезка удовлетворенно покивал, но посоветовал делать больше просветительских и образовательных программ (ему, видно, доложили, что на месте НТВ при советской власти был образовательный канал, вот он и совместил несовместимое), а напоследок пожелал, чтобы телепродукция соответствовала «элементарной морали и нравственности, а здесь бывают тоже проблемы». Впрочем, закончил он на оптимистической ноте: «Я надеюсь, что в таком же направлении будем двигаться дальше». Интересно все-таки -- в каком?
Присутствовавший на встрече один из отцов-основателей НТВ, а ныне руководитель ВГТРК Олег Добродеев ностальгически вспомнил, как все начиналось: «Это был такой прорыв. Революция на нашем ТВ. Да и люди были лучше».
Тех самых «старых» лучших показали за полночь на том же НТВ в специальном юбилейном фильме «Дни творения»: и Гусинского с Малашенко, подлинных создателей НТВ, и опального со времен развала старого НТВ Киселева, и изгнанного уже с нового НТВ Парфенова, и давно ушедшую из кадра Миткову, и вытесненного из новостей НТВ Осокина, и гениального, увы, покойного телеоформителя Левина, обрядившего программы НТВ в стильные «одежды» и придумавшего зеленый шарик -- символ новорожденной компании.
Бойцы вспоминали минувшие дни, и было от этого пронзительно грустно. «Здесь витал мятежный дух над выхолощенной цензурой информационной пустыней», -- сказал кто-то из участников юбилейного фильма. Конечно, то была другая эпоха. Мятежный дух уже давно нигде не витает. Иных уж нет, а те далече. Те же, кто остался, отмечали 15-летие компании, которая сохранила одно лишь легендарное название.
Самая скандальная программа октября -- «Гордон Кихот», где безжалостно и бесстыдно уничтожали Виктора Ерофеева. Получилось, что страшнее Ерофеева зверя нет. Даже с Ксенией Собчак обошлись куда деликатнее («Первый канал»).
Радует появление хорошего документального кино -- «Неожиданных историй про жизнь» на «Первом канале», «Я шагаю по Москве. Геннадий Шпаликов» («Россия»). Огорчает нецивилизованная конкуренция, когда весь вечер на «арене» -- ледовые шоу на двух каналах. Несмотря на рокировку ведущих (Заворотнюк пришла на «Первый», Галкин -- на «Россию»), шоу уже кажутся несколько пропахшими нафталином. Невозможно сезон за сезоном эксплуатировать одну и ту же идею, уже полностью себя исчерпавшую.
Ирина ПЕТРОВСКАЯ, «Известия»