Время новостей
     N°201, 29 октября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.10.2008
Крепкие экономы
В московской мэрии произнесено слово "секвестр"
Через десять лет после дефолта 1998 года москвичам придется вспомнить еще один пугающий экономический термин, вошедший в обиход в ту пору. Городские власти в условиях разворачивающегося финансового кризиса для подстраховки от вероятного снижения доходов городской казны, существенную долю которой составляют налоговые поступления нефтяных компаний, воспользуются так называемым механизмом секвестрования, или сокращения расходов. На днях мэр подписал распоряжение, предусматривающее «обеспечить экономию расходов бюджета города в размере не менее 5% от суммы бюджетных ассигнований, не освоенных по состоянию на 1 октября 2008 года». Учитывая, что в начале июля профицит городской казны превышал 140 млрд руб., в целом текущие городские обязательства могут сократиться на 7 млрд руб. Секвестр же еще принятого Мосгордумой пока еще в первом чтении бюджета-2009, видимо, будет более существенным. Как заявил вчера «Времени новостей» председатель бюджетно-финансовой комиссии городского парламента Игорь Антонов, вероятнее всего, городская казна недосчитается 150--200 млрд рублей.

Именно о таком размере недоимки доходов бюджета в связи с падением цен на нефть, приносящую Москве до 10% налоговых поступлений, было заявлено на прошлой неделе, когда в мэрии столицы начали предварительно подсчитывать вероятные потери. Но цифра эта неокончательная -- г-н Антонов считает, что на уточнение новых параметров бюджета Москвы на 2009 год потребуется не менее трех недель. Пересчитывать доходные и расходные статьи городского бюджета, по его словам, московские власти будут после корректировки федеральными коллегами программы социально-экономического развития России на 2009--2011 годы с учетом возможных последствий мирового финансового кризиса. «Поправки находятся в стадии разработки, и пока Минэкономразвития не опубликовало макроэкономические показатели, я ничего прогнозировать не могу», -- сослалась в беседе с корреспондентом «Времени новостей» на то, что Москва живет по «общероссийским экономическим правилам», и руководитель департамента экономической политики и развития города Марина Оглоблина.

Помимо неминуемого сокращения налоговых поступлений от нефтяных компаний мэрии, судя по всему, придется пойти и на добровольный отказ от некоторых других статей доходов. В частности, как заявил на прошлой неделе руководитель департамента поддержки и развития малого предпринимательства Михаил Вышегородцев, город намерен отказаться от повышения с 1 января 2009 года арендных ставок на нежилые помещения. Вчера же руководитель земельно-имущественного комплекса города Владимир Силкин на очередном заседании городского правительства предложил также в будущем году в два раза сократить отчисления части чистой прибыли принадлежащих Москве государственных унитарных предприятий. По его словам, половина из запланированных 2 млрд руб. отчислений, которые пойдут на пополнение оборотных средств и реализацию инвестиционных программ, послужат ГУПам существенной поддержкой. Кроме того, он считает целесообразным на год снять 20-процентное ограничение по сдаче площадей госпредприятий в субаренду. «Если в условиях кризиса упадет спрос на продукцию предприятий и освободятся мощности, нужно позволить сдавать их в аренду для компенсации потерь», -- заявил г-н Силкин.

Что касается расходных статей, то чиновники не конкретизируют, какие именно городские обязательства подвергнутся секвестрованию. Однако мэр Юрий Лужков вчера заверил, что социальных программ города планируемое урезание ассигнований не коснется. «Я хочу объявить, что правительство Москвы продолжает уверенно вести свою социальную политику, -- подчеркнул градоначальник. -- Это важно сказать именно сейчас, когда появляется много публикаций, что везде все проваливается и усложняется».

В Мосгордуме рассчитывают, что бюджет будущего года останется социально ориентированным. «Мы не будем сокращать расходы социального сектора: доплаты к пенсиям, детские пособия и прочие социальные расходы», -- уверен г-н Антонов. О том, что от этого будет напрямую зависеть позиция фракции «Яблоко -- Объединенные демократы» при рассмотрении новой редакции проекта бюджета, заявил и неоднократно критиковавший разработчиков главного финансового документа города за излишние инвестиционные расходы руководитель «яблочников» Сергей Митрохин. «Мы не поддержали проект в первом чтении как раз из-за очередных невероятных расходов на крайне непонятные проекты, такие, как покупка земли за рубежом, строительство аэропортов в других регионах», -- рассказал г-н Митрохин «Времени новостей». По словам оппозиционера, его попытки выяснить, будет ли свернута в условиях кризиса хотя бы часть многочисленных инвестиционных проектов Москвы, успехом не увенчались. «Видимо, идут лихорадочные разборки с лоббистами этих проектов», -- предположил Сергей Митрохин причину нежелания чиновников афишировать свои планы.

Напомним, что согласно проекту трехлетнего бюджета, доходы городской казны в 2009 году должны были составить 1,53 трлн руб., а расходы -- 1,66 трлн руб. Таким образом, дефицит должен был составить 133,5 млрд руб. Рост расходов на отрасли «социальной политики» заложен в размере 204,3 млрд руб., или 42% к текущим. А инвестиционные расходы первоначально должны были составить 620 млрд руб. В частности, более 30 млрд руб. предполагалось потратить на взносы в уставные капиталы компаний, имеющих стратегически важное значение для развития городского хозяйства.

Часть дефицита предполагалось компенсировать за счет госдолга Москвы, который в 2009 году должен достичь 206 млрд руб. Напомним, что доминирующим сегментом в его структуре традиционно были городские облигационные займы. Но если раньше столичные финансисты из-за стабильно высоких доходов бюджета могли позволить себе отказываться от внутренних рыночных заимствований и делали ставку на долгосрочные облигации, то сейчас Москомзайм пытается привлечь хотя бы короткие деньги. Проект поправок, позволяющий использовать долгосрочные ценные бумаги города для проведения операций по привлечению мэрией заемных средств на короткие сроки, должен быть представлен уже сегодня на рассмотрение Мосгордуме. Как пояснил депутатам на предварительном обсуждении документа председатель комитета государственных заимствований города Сергей Пахомов, в условиях возникшей нестабильности конъюнктуры финансовых рынков успешное привлечение заемных средств может оказаться возможным только на короткий срок -- до шести месяцев. Игорь Антонов заверил корреспондента «Времени новостей», что депутаты готовы дать возможность Москомзайму «оперативно привлекать деньги». По его словам, отступать от политики, направленной на удлинение срока обращения выпускаемых ценных бумаг, мэрию заставляет кризис и отсутствие длинных финансовых ресурсов. «Если бы были длинные деньги, мы бы облигации размещали на два, три, пять лет, но их нет», -- сетовал г-н Антонов.

Впрочем, и на короткие деньги больших надежд у депутатов, судя по всему, нет. «Если завтра будет кризис ликвидности, то вообще нельзя будет воспользоваться этой темой», -- заявил Игорь Антонов, добавив, что опасается «гадать на кофейной гуще, поскольку деньги любят счет».

Юлия ХОМЧЕНКО