Клаус Роланд: Сейчас кризис, а в такой ситуации делаешь то, что необходимо сделать немедленно
Директор и постоянный представитель Всемирного банка в России Клаус РОЛАНД ответил на вопросы обозревателя агентства «Прайм-ТАСС» Сергея ЛЫСАКОВА и обозревателя «Времени новостей» Андрея ДЕНИСОВА о ситуации на глобальных рынках и адекватности принимаемых в России антикризисных мер.-- Всемирный банк направил миссию в Грузию для оценки потребностей страны для восстановления инфраструктуры и поддержки страны. Каковы потребности Грузии в финансировании со стороны Всемирного банка?-- Миссия завершила свою работу, и на днях вышел ее отчет. В работе оценочной миссии, проведенной по просьбе правительства Грузии, помимо Всемирного банка и ООН также участвовали Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития, Европейская комиссия, Европейский инвестиционный банк и Международная финансовая корпорация.
22 октября
в Брюсселе Европейская комиссия и Всемирный банк организовали конференцию доноров по Грузии на уровне министров, которую принимали действующий и будущий председатель ЕС -- Франция и Чехия. В результате совместной оценки было определено, что в течение трех лет будут необходимы 4,5 млрд долл. (3,4 млрд евро) на поддержку финансового сектора, восстановление условий для возврата к устойчивому росту, социального сектора и развития инфраструктуры. Это на 1 млрд долл. больше, чем предполагалось изначально по результатам работы миссии.
Что ВБ будет делать в рамках пакета для Грузии -- это, скорее всего, помощь в укреплении институциональной базы, модернизация системы образования и оказание помощи наиболее уязвимым в социальном плане слоям населения.
-- Как мы знаем, не только собственно Грузия пострадала в результате этого военного конфликта, но и Южная Осетия. Готов ли Всемирный банк помогать этому региону, возможно, через помощь Северной Осетии?-- Пока к нам с таким запросом не обращались. По крайней мере, запросов со стороны российского правительства в этом отношении не было. Если говорить в общем, то вопрос о беженцах -- больше прерогатива ООН и Красного Креста. Если российское правительство обратится к нам с просьбой сделать что-то для Северной Осетии, то мы эту просьбу рассмотрим. Российская Федерация сейчас обладает значительными финансовыми ресурсами, поэтому, возможно, наша помощь и не столь необходима.
-- Российское правительство одобрило значительное количество мер по стабилизации финансового рынка. Считаете ли вы необходимым принятие каких-либо дополнительных мер в этом направлении? Какова ваша оценка столь масштабных средств, закачиваемых государством в финансовую систему, с учетом того, что резервы России могут быстро снизиться?-- Сложно видеть пока какие-то риски. Даже после десяти недель глобального кризиса мы видим, что резервы России находятся на уровне около 520 млрд долл. И это третьи по объему в мире резервы, равные около 40% ВВП. Это важная «подушка безопасности», которая защищает Россию от более неблагоприятного воздействия кризиса на экономику страны. Российский пакет -- это действительно большой пакет финансовых мер, но необходимо отметить, что все ведущие страны мира предоставляют существенные финансовые ресурсы и претворяют в жизнь достаточно схожие меры для стабилизации ситуации на финансовых рынках. То, что сейчас происходит на рынке, -- так это замораживание кредитов на межбанковском рынке. Это и является целью пакетов мер -- запустить рынок межбанковского кредитования вновь.
-- Помогут ли эти меры пережить России мировой финансовый кризис?-- В будущее сейчас сложно заглядывать, поскольку кризис еще развивается. Но это точно правильный путь. Кроме того, нужна международная координация в данном вопросе. Это возвращает доверие на рынок, в частности на межбанковский.
-- Видите ли вы необходимость во вливании дальнейших финансовых ресурсов на финансовый рынок в этом году?-- Для российских банков необходимо рефинансирование в краткосрочной перспективе. И со стороны правительства предоставление кредитов банковской системе является хорошим шагом. Это заменяет неработающий межбанковский рынок. К тому же ставки по этим кредитам вполне адекватные. То есть эти ресурсы будут возвращены. Если говорить в целом о пакетах мер, то всегда важно понимать, что это не просто деньги, которые уходят, а это пакеты акций, которые приобретает государство.
-- Правительство и Банк России в основном поддерживают крупные банки, которые являются основой финансовой системы России. Что должно произойти с остальными банками, что ждет в будущем мелкие и средние банки?-- То, что поддержка оказывается в основном крупным банкам, является рациональным, поскольку решаются системные проблемы. Работать одновременно с около 1 тыс. банков просто не получится. Что случится с другими банками -- это открытый вопрос, и как он решится, зависит от ряда факторов, в том числе от продолжительности глобального финансового кризиса, а также от способности банков провести внутреннюю реструктуризацию и найти новые источники капитала. Мы видим по всему миру консолидацию банков. Я не буду удивлен, если такие же процессы будут происходить и в России.
-- За годы реформ банковский сектор не претерпел существенных изменений, хотя Всемирный банк всегда говорил о необходимости его реформы. В результате сейчас в России в банковском секторе велико участие государства. Получается, что на фоне мировых тенденций, когда власти вынуждены увеличивать участие в капитале банков, российская банковская система лучше защищена?-- Мы видим в большинстве стран мира, что государство идет в банковский сектор, покупает доли в банках для преодоления кризиса. Но в среднесрочной перспективе стоит ожидать, что эти пакеты будут реализованы, как только финансовая система стабилизируется.
-- Все же тот факт, что в России сложилась банковская система с большим госучастием, является положительным в свете текущего кризиса?-- Простого ответа на данный вопрос не существует. Это результат исторического развития банковского сектора в России. Но после того как кризис будет преодолен, государство должно серьезно задуматься, как дальше развивать финансовый рынок. В дальнейшем я ожидаю, что эти пакеты акций будут проданы в частные руки. Но сейчас кризис, а в такой ситуации делаешь то, что необходимо сделать немедленно. Но думать о долгосрочной перспективе все же необходимо.
-- В разгар кризиса мы смотрим на состояние финансовой системы, банковского сектора, промышленности. А какими могут быть социальные последствия данного кризиса?-- Это, безусловно, осложнение доступа к кредитам, банки будут более осторожны при выдаче кредитов населению. Будет найден паритет между спросом и предложением, но он возникнет уже в результате данного кризиса. Что касается социальных последствий, то необходимо отметить, что и у России, и у ее граждан не такие большие объемы долга. Экономика России в большой степени остается экономикой со значительной долей наличных средств. В этом смысле последствия для беднейших слоев населения будут незначительными.
-- Всемирный банк приветствовал поддержку Россией других стран, таких, как Исландия. Считаете ли вы, что России нужно больше концентрироваться на внутренних проблемах сейчас, а не раздавать кредиты и поддерживать другие страны?-- Россия, учитывая размер ее экономики, должна быть глобальным игроком. Она не может ограничить себя только лишь проблемами, которые есть у нее самой. Эта финансовая ситуация является глобальным кризисом. Таким образом, для правительств имеет смысл обращать внимание на то, что происходит за пределами их стран.
-- Западные партнеры не торопятся предоставлять Исландии финансовую помощь. Почему же России необходимо выделять ей кредиты?-- МВФ, конечно же, может помочь Исландии в кризисной ситуации, координировать усилия по оказанию ей помощи. Россия в этом случае исключение, так как обладает третьими по величине в мире резервами. Конечно же, усилия по оказанию помощи должны быть в достаточной степени скоординированными. Как известно, миссия МВФ уже провела предварительные обсуждения с властями Исландии по предоставлению 2,1 млрд долл. для поддержки предложенного страной пакета макроэкономических мер, включающих в том числе восстановление доверия к банковскому сектору, стабилизацию курса кроны и обеспечение устойчивости бюджетной системы в среднесрочной перспективе. Осталось дождаться решения совета директоров МВФ в начале ноября.
-- Мы видим продолжающиеся серьезные трудности на пути вступления России в ВТО. Не означает ли это, что России просто мягко отказывают во вступлении в эту организацию? Стоит ли России в таком случае в большей степени сконцентрироваться на кооперации со странами СНГ?-- Конечно, торговля со своими соседями важна для России, но Россия является частью глобальной мировой экономики. Торговые потоки, иностранные инвестиции в Россию приходят в значительной степени не из стран СНГ. Я считаю, что вступление в ВТО должно остаться приоритетным для России. Вступление в ВТО никогда не было простым для большинства стран, которые присоединялись к ней на поздней стадии. России необходимо диверсифицировать экономику, привлекать иностранные инвестиции, иметь торговые отношения с европейскими странами, с США, Японией и Китаем. Это лучше всего делать в рамках ВТО. Если посмотреть на другие страны СНГ, то структура производства у них и в России практически одинаковая, поэтому синергетического эффекта торговли не получится. Конечно, Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС будет полезен для дальнейшей интеграции, но на этом останавливаться не стоит.
-- Какие последствия нынешний финансовый кризис может иметь для стран СНГ, стран Восточной Европы?-- В некоторых странах Восточной Европы, которые недавно вступили в Евросоюз, большой дефицит счета текущих операций. Необходимо сделать определенные корректировки, хотя, может, до настоящего времени подключать МВФ к решению этой проблемы и не было необходимости.
-- Не так давно Россия и Всемирный банк обсуждали вопросы дальнейшего взаимодействия. Каковы результаты этих переговоров?-- Мы пытаемся развивать наше партнерство не столько на основе финансовых ресурсов, которые Всемирный банк может выделить России, а на основе консультационных услуг и передачи ноу-хау, а также на передаче опыта по управлению проектами. России требуется серьезная модернизация инфраструктуры, и мы обладаем существенным опытом, чтобы помочь федеральному и региональным правительствам инвестировать средства с наибольшей эффективностью. Мы намерены обсуждать эти вопросы на уровне федерального правительства.
-- Насколько Россия заинтересована в использовании других инструментов Всемирного банка? Например, таких, как гарантии?-- В моем понимании гарантии могут быть интересны для России, так как финансовый рынок страны способен генерировать исключительно краткосрочные ресурсы. Для развития финансового рынка необходимы более долгосрочные кредиты и заимствования. Таким образом, гарантии Всемирного банка могли бы быть интересны для России. Это позволит избежать рисков финансирования долгосрочных инфраструктурных проектов при использовании краткосрочных кредитов.
-- Как вы считаете, позволят ли усилия правительств США и европейских стран пережить всем этот финансовый кризис?-- Этот кризис наглядно продемонстрировал, что взаимосвязь финансовой системы одной страны с другими странами в мире настолько тесна, что попытки построить каждой стране в отдельности свой «Ноев ковчег» практически невозможно. Сейчас подавляющее большинство стран признало глобальную природу текущего кризиса.