В недрах Госдумы готовится документ, суть которого еще не вполне ясна, но который уже заставил занервничать российскую автомобильную общественность. Речь идет о внесенных на днях на рассмотрение нижней палаты поправках в закон «О безопасности дорожного движения», согласно которым в Россию запрещается ввоз подержанных иномарок, не соответствующих неким «техническим требованиям, действующим на территории РФ». Причем из первых комментариев по поводу думской инициативы решительно невозможно было понять, какие именно требования имеются в виду. Так, председатель комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев заявил, что поправки будут касаться регистрации автомобилей в ГИБДД. Хотя в законопроекте речь явно шла о более ранней стадии «выпуска» подержанных иномарок на российский рынок: а именно о сертификации автомобилей, проходящих таможенную очистку.
Заметим, что поправки в закон о БДД внес не профильный -- транспортный -- комитет, а члены комитета Госдумы по бюджету и налогам: Николай Гончар и вице-спикер Олег Морозов. Пояснительная записка, приложенная к документу авторами законопроекта, не очень помогала в прояснении сути дела. В качестве иллюстрации угрозы, представляемой подержанными иномарками, депутаты почему-то привели общие данные ГИБДД о росте российского автопарка и увеличении совокупного количества дорожно-транспортных происшествий -- каков же процент аварий, вызванных именно неисправным состоянием ввезенных в Россию не новых иностранных автомобилей, не уточняется.
Далее разработчики поправок поясняют, что «действующая редакция статьи 15 федерального закона «О безопасности дорожного движения» допускает возможность выпуска в обращение автотранспортных средств, не соответствующих техническим требованиям к автотранспортным средствам», действующим в России. Поэтому проект поправок предполагает, что «транспортные средства, выпускаемые в обращение на территории РФ... подлежат обязательной оценке соответствия в порядке, установленном законодательством РФ о техническом регулировании». Но дополнительную сложность создает тот факт, что упомянутых технических регламентов, которые и должны определить стандарты безопасности автомобилей (и к которым апеллируют авторы законопроекта) пока еще нет -- они только должны быть разработаны и утверждены правительством.
Но некоторые признаки несоответствия российским нормам разработчики все же упомянули. По мнению гг. Морозова и Гончара, автомобили с пробегом -- прежде всего те, что ввозятся из стран, не подписавших Женевское соглашение «О принятии единообразных технических предписаний», -- не соответствуют «действующим российским требованиям по пассивной (конструкции кузова и кабины, ремни безопасности и т.д.) и активной (тормоза, освещение, шум, электромагнитная совместимость светотехники) безопасности, климатическим и другим нормам».
Впрочем, как заявили «Времени новостей» специалисты компании «Автостэйт» -- одной из столичных фирм, занимающихся продажей в России подержанных американских и европейских машин, импортные автомобили с пометкой «б/у» в процессе растаможки проходят ровно такую же сертификацию, как и новые. «Если автомобиль не соответствует техническим и экологическим нормам, никто не разрешит ни постановку на учет, ни эксплуатацию этой машины, -- заверили представители фирмы-импортера. -- В паспорте транспортного средства (ПТС) указывается соответствие автомобиля стандартам «Евро-3». Помимо этого нужно получить так называемое «одобрение типа транспортного средства», которое подтверждает, что машина соответствует техническим нормам эксплуатации на территории РФ. Это касается автомобилей, ввозимых юридическими лицами».
Сами авторы поправок в течение нескольких дней уклонялись от развернутых комментариев по поводу своей инициативы (исключением стало краткое заявление г-на Гончара о том, что законопроект имеет целью поддержку отечественного автопрома и производств, которые в России развернули иностранные концерны). Подобная неясность дала почву для различного рода предположений: например, о том, что ужесточение норм закона должно ударить по небольшим фирмам, работающим на вторичном рынке автомобилей. А упоминание в проекте закона некоей «нестандартной конструкции», противоречащей требованиям безопасности, вызвало слухи о том, что удар придется в первую очередь на импортеров праворульных «японок». «Законопроект носит откровенно заказной, лоббистский характер -- в этом я ни секунды не сомневаюсь, -- заявил «Времени новостей» лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. -- В таких изменениях заинтересован, с одной стороны, российский автопром, а с другой -- крупные поставщики иномарок. Цель -- устранение или серьезное ограничение присутствия конкурентов на автомобильном рынке в момент, когда борьба за потребителя обостряется».
В ближайшее время покупательная способность россиян явно не будет расти, замечает г-н Похмелкин. В этих условиях у не новых, но качественных иностранных машин есть безусловные конкурентные преимущества в сравнении с изделиями отечественного автомобилестроения. Обвинение в несоответствии техническим требованиям, как опасается лидер ДАР,
коснется в первую очередь автомобилей с правым рулем. «Процентов девяносто водителей Дальнего Востока и Сибири ездит на таких машинах», -- напоминает собеседник «Времени новостей».
Заявления о необходимости повышать требования к безопасности и техническому состоянию ввозимых автомобилей звучат в России с тех пор, как зарубежные автогиганты всерьез занялись строительством в нашей стране производственных площадок. Еще в июне прошлого года министр промышленности и торговли Виктор Христенко говорил о необходимости изменения «ввоза в рамках режима так называемых малых партий». Проще говоря, о машинах, импортируемых в небольших количествах небольшими же фирмами для продажи на вторичном рынке. «Мы будем стремиться к тому, чтобы все участники рынка, производящие или импортирующие автомобили в нашу страну, подтверждали соответствие по полному, а не сокращенному перечню технических требований», -- пояснил тогда намерения властей г-н Христенко. Подтверждение соответствия, подчеркнул глава Минпромторга, «должно проходить только в аттестованных испытательных центрах, гарантирующих достоверность результатов испытаний». Это необходимо для того, «чтобы рост рынка не был использован для недобросовестной конкуренции и не спровоцировал появление в РФ парка некачественных автомобилей».
Однако следует заметить, что нынешняя думская инициатива совпала по времени и с кампанией по борьбе с так называемыми «серыми дилерами»: ведущие западные автопроизводители один за другим стали обращаться к российским властям с требованием «прикрыть» деятельность фирм, продающих машины -- как новые, так и с пробегом -- без согласования с официальными представительствами и авторизованными дилерами автомобильных концернов. Так, в середине прошлой недели BMW обратилась с письмом в Федеральную таможенную службу с просьбой запретить ввоз «продукции, имеющей фирменный знак компании», без ее разрешения -- имелись в виду новые и в первую очередь подержанные авто и автозапчасти, поставляемые «серыми дилерами». Аналогичные обращения в адрес ФТС направили Nissan и Toyota, что вызвало волну недовольства среди автовладельцев Дальнего Востока и Сибири.