|
|
N°201, 29 октября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Фрагменты одной биографии
В Большом театре отпраздновали юбилей легендарного дуэта
В главном театре страны прошел фестиваль в честь Екатерины Максимовой и Владимира Васильева. Праздновались не дни рождения прославленных артистов, а пятидесятилетие их творческого дуэта.
Праздничные мини-фестивали уже устраивались в театре в честь Майи Плисецкой, Юрия Григоровича и Марины Семеновой. Из текущего репертуара Большого традиционно выбираются спектакли, в которых некогда блистали юбиляры, на главные партии в них ставятся ученики виновников торжества. Венчает все гала-концерт с участием международных звезд. В данном случае дело обстояло несколько сложнее. Во-первых, Владимир Васильев иногда еще сам выходит на сцену в качестве танцовщика, и не сделать этого на фестивале означало бы разочаровать его поклонников (он и вышел -- в своей "Анюте" в роли отца героини); во-вторых, у Екатерины Максимовой действительно много креативных воспитанниц, которых она хотела бы показать, пользуясь неограниченной властью назначать дебюты на эти короткие юбилейные дни. И в-третьих, неотъемлемой частью империи Максимова--Васильев являются хореографические творения Владимира Васильева -- им также предстояло занять свое место на фестивале.
Афишу феста составили «Дон Кихот», «Щелкунчик», «Жизель» и «Анюта». Подбором исполнителей юбиляры занимались лично и проявили в этом исключительно тонкий вкус. Например, Максимова предложила своей ученице маститой балерине Галине Степаненко выступить в дуэте с молоденьким Иваном Васильевым, предугадав паре взрывной успех, который неизменно сопутствовал незабываемому дуэту прошлых лет -- Марго Фонтейн и Рудольфу Нурееву.
На фестивале разновозрастная пара крепких профессионалов выступила безупречно. В нашем «Дон Кихоте» сохранено много пантомимных сцен, которые порой проваливаются в пустоту, оставляя простор для замыленных трюков, лишающих балет целостности. В этом же спектакле самым захватывающим было позабытое ощущение именно спектакля как такового. Трюки были -- Степаненко выстреливала отменными ронджамбами и двойными фуэте, Васильев делал умопомрачительные разножки и смертельно скоростные пируэты, но аромат праздника однозначно оставила дуэтная игра -- понятная и интересная.
«Щелкунчик» собирали сообща. Некогда первый и лучший Принц-Щелкунчик семидесятых годов Владимир Васильев подарил свою роль молодому Николаю Цискаридзе. Спустя время Цискаридзе, став ведущим Щелкунчиком Большого театра, ввел в спектакль новую Машу -- восемнадцатилетнюю Анастасию Горячеву, которая в свою очередь стала самой трогательной и самой технически совершенной исполнительницей этой роли в театре. Хотя Горячева работает в классе у другого педагога, Максимова именно ее выбрала для участия в фестивальном спектакле. Но приключение героев на этом не обрывается, так как Цискаридзе сделал подарок звездной паре -- лично подготовил нового Принца-Щелкунчика, твердо помня о качествах, превыше всего ценимых Владимиром Васильевым в артисте, а именно об идеальном партнерстве.
Артем Овчаренко работает в Большом театре под руководством Николая Цискаридзе, пробующего себя в профессии педагога, и уже успел блеснуть полгода назад на международном балетном конкурсе «Арабеск», завоевав первую премию. Приз артист получал из рук Максимовой и Васильева -- руководителей этого конкурса, поэтому сомнений в том, что ему доверят роль, не было никаких. Как и в предыдущем случае, самой сильной стороной этого спектакля-испытания стал дуэт, а не какие-то отдельные удачные поддержки или трудные па. Хотя до настоящего Рождества еще два с половиной месяца, Горячева заставила позабыть о природе. Ее чудесная история случается зимней порой, когда за окном завывает вьюга, а в теплой гостиной играют дети и танцуют куклы. Дебютант показал высокий класс в прямом смысле слова, так как устроил замечательное дефиле с «рыбкой» (высокой поддержкой партнерши на вытянутых руках). Обычно, когда должна произойти легендарная «рыбка», зрители в страхе замирают и повторяют про себя «вытянет, не вытянет», «удержит, не удержит», но тут подъем в «рыбку» превратился в маленький спектакль с вальсом. Со своими сольными танцами Овчаренко расправился как нечего делать -- Цискаридзе передал ученику секреты устойчивости своего пируэта (у артистов высокого роста эта проблема обязательно возникает), и в сцене боя Овчаренко выглядел безупречно.
В «Жизели», которую по случаю юбилея давали в редакции Васильева--Живанши, Максимова показывала свою любимицу Анну Никулину. Они давно подготовили роль и ждали подходящего случая явить работу публике. Никулина не стала примерять на себя заранее костюмчик Жизели, не проживала по ночам ее жизнь и не испытывала ее чувств -- роль ведь вообще могли не доверить (руководство не жалует артистку вниманием), так зачем заранее страдать? Балерина и ее педагог работали «в стол». Когда Никулина вышла на сцену, отлично вооруженная техническими средствами Жизели, играть в Жизель оказалось не так-то просто, поэтому первый акт оставил и зрителей, и Альберта скорее в недоумении. Но настороженный Альберт (Цискаридзе), почуяв, что девочка ему попалась в партнерши непростая, не стал перетягивать внимание на себя, как он часто делал раньше к вящему удовольствию зрителей. Второй акт пролил свет на некоторую невнятность первого. Видимо, сама Максимова, когда танцевала «Жизель», придавала больше значения форме, чем содержанию. А когда артистка блистательно танцует и как бы дает знак зрителю о том, что балет -- искусство балерины и дуэта и вовсе не стоит ждать во втором акте мужской вариации как откровения свыше, то история балета поворачивается вспять и проигрывается заново в правильном русле. Что-то подобное случилось на спектакле Никулиной -- форма заслонила содержание, балерина затмила партнера (хотя вариация, которую исполнил Цискаридзе, была сделана изысканно и ее стоило смотреть) и катарсис, редкий гость в сегодняшних спектаклях Большого театра, случился.
Гала составили из дуэтов, которые когда-то танцевали Максимова и Васильев, -- преимущественно в хореографии последнего. Хореография Васильева, великого танцовщика, решившего в недобрый час стать хореографом, слишком сложная и больная тема, чтобы о ней писать в коротком обзоре. Ограничусь тем, что все до одного участники, в том числе и интернациональные дуэты, готовившие номера порознь и встретившиеся на спектакле, поздравили юбиляров от чистого сердца.
Екатерина БЕЛЯЕВА