Вчера президент Абхазии Сергей Багапш обвинил Грузию в начале «широкомасштабной террористической деятельности» на абхазской территории. Выступив по итогам экстренного заседания совета безопасности, он напомнил, что «убийства граждан Абхазии в течение последних дней -- как представителей правоохранительных органов, так и мирных жителей -- совершены просочившимися с территории Грузии террористами». По словам Сергея Багапша, «происходящее -- не что иное, как попытка Грузии отторгнуть Гальский район от Абхазии».
На минувшей неделе в Гальском районе были расстреляны четверо граждан Абхазии,
в том числе начальник абхазской военной разведки Эдуард Эмин-заде. Был ранен из гранатомета абхазский пограничник Манчо Гогия. Власти Южной Осетии также сообщили об обстрелах ее приграничных районов с грузинской территории.
Резкое обострение ситуации в регионе стало новым свидетельством неспособности международного сообщества в лице прежде всего Евросоюза стабилизировать ситуацию на Кавказе. Согласно
плану, выработанному президентами России и Франции (действующий председатель ЕС) Дмитрием Медведевым и Николя Саркози,
европейские наблюдатели размещены в приграничных с Абхазией и Южной Осетией районах Грузии с 1 октября. В их задачу входят наблюдение за соблюдением режима прекращения огня и контроль за возвращением подразделений грузинской армии к местам постоянной дислокации.
Руководит миссией немецкий дипломат 55-летний Ханс-Йорг Хабер. 24 октября он провел в Брюсселе пресс-конференцию, на которой рассказал о ситуации в зоне ответственности наблюдателей ЕС. Посол Хабер счел преувеличенной информацию об обстрелах Абхазии и Южной Осетии с грузинской стороны: «Мы тщательно отслеживаем всю информацию, которую получаем, однако информация о перестрелках и неких грузинских вооруженных формированиях представляется несколько раздутой». Немецкий дипломат считает, что Южная Осетия и Абхазия должны «дать наблюдателям время разобраться, пригласить наблюдателей на свою сторону, чтобы они могли пообщаться со свидетелями и сделать свое заключение по каждому конкретному инциденту». «Мы хотим, чтобы они пригласили нас, мы призываем их пригласить нас», -- добавил он. Ранее руководство обеих республик неоднократно заявляло, что не позволит представителям ЕС прибыть на свою территорию, поскольку Брюссель поддерживает Грузию и отказывает Абхазии и Южной Осетии в признании.
На пресс-конференции Ханс-Йорг Хабер максимально осторожно подбирал выражения, дабы ни у кого не создалось впечатления, что ЕС де-факто смирился с отделением от Грузии двух мятежных республик. Он называл приграничные с Грузией районы Абхазии и Южной Осетии, «смежными» или «соседскими» территориями, а сами эти границы -- «административными».
Еще больше дипломатического искусства потребовалось от г-на Хабера, чтобы внятно ответить на вопрос «Времени новостей» о его отношении к критике, прозвучавшей на днях из уст главы российского МИДа Сергея Лаврова. «Мы без преувеличения ежедневно привлекаем внимание представителей ЕС к тому, что в тех зонах, где развернута миссия наблюдателей ЕС, регулярно осуществляются действия, которые нарушают договоренности, зафиксированные в плане Медведева--Саркози, -- заявил глава российской дипломатии. -- Грузинская сторона не выполняет обязательств по возвращению своих войск в места их постоянной дислокации, периодически направляет спецназовцев и другие вооруженные формирования в зоны, прилегающие к Южной Осетии и Абхазии». «Не будем забывать, что ЕС выступает гарантом неприменения силы против Южной Осетии и Абхазии, и такое легкое отношение к тому, что происходит в этих зонах вокруг Южной Осетии и Абхазии, нас настораживает. Это опасная игра с огнем», -- предостерег Сергей Лавров.
В ответ Ханс-Йорг Хабер вновь вернулся к излюбленному занятию чиновников ЕС -- вольному толкованию плана Медведева--Саркози в той его части, которая касается обязательств грузинской стороны, прежде всего пункта, касающегося отвода ее формирований. Корреспондент «Времени новостей» трижды просил посла Хабера сформулировать ответ так, чтобы можно было понять его смысл. В третьем уточнении он прозвучал так: «Мы понимаем четвертый пункт плана Медведева--Саркози как меру пресечения жестокостей. Мы в процессе убеждения себя в том, что дипломатические гарантии, которые дал ЕС в лице президента Саркози президенту Медведеву, уважаются, что грузины не используют силу на административных границах». Что же касается активности упомянутых Сергеем Лавровым грузинских вооруженных формирований, то Ханс-Йорг Хабер заявил, что "они легко вооружены, они не передвигаются на вооруженных машинах, это полицейские формирования», а их количество «адекватно выполняемой работе».
«Интерпретация четвертого пункта договора Медведева--Саркози лишь подтверждает наши худшие опасения. ЕС, выступая гарантом мира, на деле уклоняется от своих обещаний. Частичное выполнение плана не гарантирует урегулирования, стабилизации, не позволит избежать рецидивов», -- так прокомментировал «ВН» высказывания посла Хабера постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин. «Увы, кроме России никто мира на Кавказе не гарантирует», -- подчеркнул наш собеседник.