Накануне начинающихся завтра в Москве переговоров премьеров России и Китая Владимира Путина и Вэнь Цзябао в российской столице состоялось заседание двусторонней комиссии по культурному, научному и гуманитарному сотрудничеству. По итогам ее работы подписаны протоколы о сотрудничестве в сферах туризма и образования. Российский сопредседатель комиссии вице-премьер Александр Жуков отметил неплохую динамику гуманитарных обменов, но вместе с тем подчеркнул, что взаимодействие в этой сфере должно получить «нормативно-правовое закрепление и базироваться на принципе взаимности».
В этой связи г-н Жуков коснулся деятельности китайских Институтов Конфуция, которых за последний год в России появилось или подготовлено к открытию около двух десятков. «Сейчас в Китае нет культурно-просветительских учреждений, финансируемых правительством России, -- уточнил вице-премьер. -- В то же время правительство КНР финансирует создаваемые в России Институты Конфуция».
Пекин открывает Институты Конфуция при вузах по всему миру: летом этого года их было около 250, в ближайшие годы их число должно вырасти до полутысячи. Они призваны помогать изучению китайского языка и культуры, заведует Институтами Конфуция Госканцелярия руководящей группы по международному распространению китайского языка, возглавляемая членом Госсовета КНР г-жой Чэнь Чжили. Образцом послужили западные аналоги -- немецкий Институт Гете, испанский Институт Сервантеса и Британский совет. Напомним, что в конце 2007 года российские власти потребовали закрыть региональные филиалы Британского совета в нашей стране, сославшись на неопределенность их правового статуса.
Александр Жуков считает, что у Институтов Конфуция зыбкий юридический статус, так как на их счет нет межправительственных договоренностей. А ведь «в отношениях между такими близкими друзьями, как Россия и Китай, крайне важно иметь закрепленные на официальном уровне правовые основы деятельности культурных центров, учреждаемых правительствами двух стран». Вице-премьер добавил, что работающие без четких юридических оснований негосударственные организации в своей деятельности «могут столкнуться с техническими сложностями».
В прошлом году Москва и Пекин договорились о проведении в 2009 году Года русского языка в КНР, а в 2010-м -- Года китайского языка в России. Москва не против открытия Институтов Конфуция в России, но хотела бы расширить свое культурное присутствие в Китае. Для решения проблемы необходимо соглашение, регулирующее статус культурных центров обеих стран. «Работа над ним пока движется сложно», -- сообщил российский вице-премьер, заметив, что Москва предпочла бы, чтобы у сотрудников просветительских центров были дипломатические паспорта, а Пекин «считает это излишним». Еще г-н Жуков заявил о «целесообразности совместными усилиями добиться реального продвижения в вопросе об учреждении культурных центров и навести порядок с правовой основой деятельности Институтов Конфуция в России». С этим тезисом согласился бы, наверное, и сам древний китайский мудрец, учивший людей стремлению к гармонии и соблюдению взаимных этических обязательств.
«Китайские коммунисты первого поколения видели в жившем в VI--V веках до н.э. Конфуции идеолога своих классовых врагов, стремившихся сохранить феодальные порядки. Теперь Компартия Китая, объявившая себя авангардом не только рабочего класса, но и всей нации, привлекает на свою сторону тех, кто уважает Конфуция внутри страны и за ее рубежами», -- сказал «Времени новостей» российский китаевед профессор Юрий Галенович. Он отметил, что отношения России с Китаем должны строиться на трех главных принципах -- «неприменение силы, уважение независимости и равноправие». «И если в России десятками строят Институты Конфуция, то мы для пропаганды глубокой русской культуры и духовности должны создать в Китае такое же количество институтов Льва Толстого. Тем более что Цзян Цзэминь, предшественник нынешнего лидера КНР Ху Цзиньтао, посещал Ясную Поляну», -- напомнил собеседник «ВН».