Вчера на юге Афганистана в Кандагаре талибы подогнали к полицейскому автомобилю тяжело навьюченного взрывчаткой осла и подорвали его, используя дистанционное устройство. Один полицейский погиб, еще трое получили ранения -- два полицейских и один случайный прохожий. Машину отбросило в кювет, а останки осла на десяток метров в сторону. Подозреваемый в подготовке и совершении теракта задержан в расположенном неподалеку садике. В тот же день на западе Афганистана в провинции Фарах был подорван американский бронетранспортер, погибли три морских пехотинца. Еще в одной южной провинции, Гельменде, талибами были убиты четыре британских военнослужащих. Количество убитых талибами за последние недели солдат и офицеров афганской национальной армии (АНА) и полиции (АНП) исчисляется десятками.
В то же время командование АНА и АНП сообщило вчера об уничтожении в ходе боестолкновения в южной провинции Урузган 55 талибов.
До сих пор в Афганистане с трудом приходят в себя после потрясения, вызванного кровавой резней, устроенной талибами 16 октября на шоссе Кабул--Кандагар. Тогда ими было остановлено два автобуса с 77 пассажирами. Шестерым из них тут же, на дороге, талибы отрубили головы, затем они убили еще 21 человека, а остальных увезли в провинцию Гельменд. Позже там были найдены еще пять обезглавленных тел, вероятнее всего, пассажиров злополучных автобусов. По данным афганских властей, общее число жертв «шоссейной» атаки составило уже 40 человек. Сообщается, что это были мирные афганцы, направлявшиеся в Иран на поиски работы. Талибы же утверждают, что это были переодетые в гражданское платье солдаты национальной армии.
В то же время минобороны Афганистана обещает наказать виновных в другой трагедии, происшедшей в ночь на 22 октября, когда авиация НАТО по ошибке нанесла удар по позициям правительственных войск в провинции Хост. В результате «дружественного огня» погибли девять солдат АНА, еще трое ранено, сообщает РИА Новости из Кабула. «Мы даем слово афганскому народу, что те, кто совершил это деяние, понесут наказание по всей строгости афганских законов», -- заявил официальный представитель минобороны генерал Азими.
При всем уважении к афганским властям трудно предположить, что под юрисдикцию Кабула могут попасть офицеры натовского контингента, несмотря на тот «невосполнимый ущерб», что, согласно сообщению официального Кабула, нанес этот инцидент «моральному состоянию афганских сил безопасности, ведущих кровопролитную борьбу с боевиками».
«Талибан» наступает, «Аль-Каида» нашла прибежище через границу в Пакистане, а, по мнению экспертов, афганская экономика наполовину финансируется торговлей героином, -- заявил вчера сенатор Барак Обама, кандидат в президенты США от Демократической партии. -- Без сомнения, мы сталкиваемся с нетерпящим отлагательств кризисом в Афганистане, и мы должны действовать».
Обама в случае своего избрания президентом намерен направить в Афганистан дополнительные военные подразделения.
Очевидное недовольство тем, как идет военная операция в Афганистане, демонстрируют и американские генералы. Один из командующих силами НАТО генерал Джон Крэддок в интервью Би-би-си расценил действия западных стран в Афганистане как несогласованные и посетовал на то, что страны НАТО посылают недостаточно войск для борьбы с повстанцами. Другой американский генерал, командующий силами НАТО на востоке Афганистана Джеффри Шлессер заявил в интервью французской газете «Монд», что считает возможным проведение переговоров с рядом группировок талибов, тех, «кто идет в бой ради денег, которые им выплачиваются».
Эта военно-дипломатическая риторика происходит на фоне сенсационных сообщений из Саудовской Аравии, власти которой впервые признали, что выступили организатором
встреч между представителями движения «Талибан» и официального Кабула. Об этом 22 октября заявил министр иностранных дел королевства принц Сауд аль-Фейсал. Он дал понять, что Эр-Рияд «продолжит свои усилия, если почувствует у сторон взаимное желание прекратить насилие и решить конфликт политическим путем». «Все зависит сейчас от самих афганцев», -- сказал саудовский принц.
Эта оговорка не случайна. В самом афганском руководстве, очевидно, нет единства по поводу диалога с талибами, против него выступает глава МИД Афганистана Рангин Дадфар Спанта, считающий, что переговоры могут идти только «с позиции силы». Условием для начала переговоров, заявил он вчера в Исламабаде после встречи с пакистанским коллегой, должна быть готовность талибов сложить оружие. Подобная разноголосица в Кабуле, по мнению эксперта российского Центра по изучению современного Афганистана (ЦИСА) Андрея Серенко, может, в частности, объясняться тем, что афганский министр иностранных дел имеет двойное гражданство, он является также и гражданином Германии. Берлин же, как утверждает г-н Серенко, выступает против переговоров с повстанцами. А резкое возрастание военной активности «Талибан» в последнее время, утверждает эксперт ЦИСА, вызвано стремлением завоевать право на переговоры с афганским правительством, а не получить его в качестве милостыни. Если это так, то в ближайшие месяцы афганская герилья обещает быть еще более кровавой.