Мировой финансовый кризис, похоже, не повлиял на желание Запада заниматься щедрой геополитической благотворительностью. Собравшиеся вчера в Брюсселе
на международную донорскую конференцию представители 67 стран и организаций, прежде всего Евросоюза и Всемирного банка, осыпали Тбилиси золотым дождем. На восстановление разрушенного в ходе августовского конфликта выделено 4,55 млрд долл. -- намного больше, чем ожидали власти Грузии. Комиссар ЕС по внешним связям Бенита Ферреро-Вальднер уточнила, что из этой суммы 3,7 млрд долл. представляют собой «государственные деньги», а 850 млн долл. -- «частные средства».
Накануне встречи в Брюсселе эксперты оценивали нанесенный войной ущерб грузинской экономике в 2,3 млрд долл. Напомним, что самая первая европейская комиссия, посетившая Грузию сразу после окончания военных действий, говорила всего лишь о 4-миллионном ущербе. Затем миллионы превратились в миллиарды. «Мы рассчитываем, что речь пойдет о сумме в 3,5--3,6 млрд долл.», -- делилась с журналистами в Брюсселе в разгар конференции глава агентства США по международному развитию Генриетта Фор. Недавние исследования, проведенные в Грузии экспертами ООН и Всемирного банка, определили совокупные затраты на восстановление страны, размещение беженцев и оживление экономики в 3,25 млрд долл. на 2008--2010 годы.
Деньгами роль Европы не ограничится. Бенита Ферреро-Вальднер объявила о новой инициативе, которая будет в деталях представлена Еврокомиссией в конце ноября -- начале декабря: «В рамках политики соседства выделится новое направление -- восточное партнерство. Оно призвано как можно прочнее прикрепить к нам наших восточных соседей. Это будет партнерство более сильное, чем соседство». Как говорят в Брюсселе, среди новых восточных партнеров ЕС окажутся Украина, страны Кавказа (в том числе Грузия) и, возможно, Белоруссия во главе со столь нелюбимым Западом президентом Александром Лукашенко.
Международные доноры обещали Грузии на миллиард долларов больше, чем было рекомендовано экспертами. Возглавлявший грузинскую делегацию премьер-министр Владимир Гургенидзе светился от счастья. В фойе зала заседаний «Шарлеманье» в окружении свиты громко хохотала министр иностранных дел Грузии Эка Ткешелашвили. Ее довольное лицо резко контрастировало с черным «вдовьим» нарядом, включая мрачные черные серьги.
Журналисты, напротив, забеспокоились. Для маленькой страны с населением в 4,6 млн человек это огромные деньги -- почти по 1 тыс. долл. на одного жителя. Особый интерес вызвала цель выделения лишнего миллиарда. Ответная кулуарная шутка одного из дипломатов -- дескать, «этого мы сказать не можем, но тот, кто получит миллиард, будет очень доволен» -- породила волну спекуляций на тему личности получателя этой круглой суммы в Тбилиси.
«Каждый цент будет подконтролен и все процедуры прозрачны», -- заверяла г-жа Ферреро-Вальднер. «Мы осуществляем помощь на наших условиях», -- подтвердила «Времени новостей» ее официальная представительница Кристианна Хоман. Впрочем, от уточняющего вопроса, сколько же гидростанций, аэродромов, дорог и линий электропередачи (о которых в основном говорили доноры) можно построить на выделяемые деньги в небольшой Грузии, она ушла: «Не беспокойтесь. На месте работа координируется. У нас есть опыт».
Спецпредставитель ЕС по Южному Кавказу шведский дипломат Питер Семнеби пояснил «ВН», что «в акции участвуют опытные доноры, поэтому не стоит бояться злоупотреблений. Они действуют в рамках разработанных процедур». Наш собеседник подчеркнул, что речь идет о «политическом решении»: «Конференцию следует рассматривать как завершение того вклада Евросоюза в урегулирование конфликта, который обозначился с самого его начала. Нефть и газ лишь часть интересов ЕС в регионе. Следует продолжать начатые программы реформ».
Упоминание о нефти и газе не случайно. Помимо подозрений, что выделяемые деньги пойдут на укрепление власти Михаила Саакашвили и перевооружение грузинской армии, многие эксперты вчера высказывали предположение, что ЕС через доноров финансирует реализацию собственных проектов транспортировки каспийских энергоресурсов в обход России. Глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу откровенно признал, что конфликт в Южной Осетии непосредственно затронул ЕС, так как «коснулся вопроса энергобезопасности, диверсификации энергопоставок». В августе нефтепровод Баку--Тбилиси--Джейхан, по которому каспийская нефть подается на европейские рынки через Турцию, простаивал две недели.
«Ясно, что энергетическая политика Евросоюза на Кавказе неразрывно связана с реабилитацией Грузии. Но не все 27 стран -- членов ЕС согласны с диверсификацией путей энергии и разработкой кавказского направления», -- рассказала «ВН» аналитик брюссельского Центра европейской политики Аманда Акчакоча. «Прежде чем разрабатывать новые направления, нужно скоординировать действия стран-членов, выработать общую политику в этом направлении. Ясно также, что не все деньги пойдут на реконструкцию. Появятся различные проекты развития -- здравоохранения, образования, банковской системы», -- свидетельствует г-жа Акчакоча. Однако и она не знает, как будут потрачены эти суммы в Грузии: «Не думайте, что на вооружение -- это не в компетенции ЕС. Мы не военная организация».
В Тбилиси уже начали делить обещанные деньги. Источники «ВН» в правительстве Грузии говорят о том, что акцент, особенно в первое время, будет сделан на социальную помощь беженцам и восстановление инфраструктуры и жилья. В министерстве по делам беженцев «ВН» рассказали, что в Тбилиси и в регионах сейчас остаются 32 тыс. грузинских беженцев. Тбилисский политолог Шалва Пичхадзе заметил в беседе с «ВН»: «Грузии не говорят и не скажут, что деньги -- это компенсация за потерю Абхазии и Южной Осетии. Таких условий не будет. Но я уверен, что Запад будет контролировать каждый выделяемый цент».
Интересы Запада на Кавказе столь значительны, что доноров не смутили поступившие в адрес конференции обращение грузинского омбудсмена Созара Субари и открытое письмо лидеров грузинской оппозиции. Под ним подписались экс-председатель парламента Нино Бурджанадзе, руководители «Объединенной оппозиции» Леван Гачечиладзе, «Новых правых» Давид Гамкрелидзе, партий консерваторов Каха Кукава и республиканцев Давид Усупашвили, глава движения «Путь Грузии», экс-министр иностранных дел Саломэ Зурабишвили.
Оппозиционеры, которые 7 ноября, в первую годовщину разгона в Тбилиси акций протеста, намерены поднять новую антиправительственную волну, разумеется, не призывают отказать Грузии в помощи. Однако они требуют тщательно контролировать извне выделяемые средства. По словам Левана Гачечиладзе, оппозиция намерена сменить нынешние грузинские власти весной 2009 года путем досрочных выборов и поэтому не хочет, чтобы те направили суммы на укрепление собственных позиций.
В письме оппозиционеров присутствует еще один любопытный пассаж. Не отказываясь от привычных характеристик действий России в августе как «незаконного вторжения» и «позорных бомбардировок грузинской территории», они тем не менее «признают ответственность грузинских властей за то, что они поддались на провокацию и начали военную операцию в Цхинвали». Очевидно, что это заявление призвано убедить Запад переориентировать финансовые потоки с грузинских властей на оппозицию.
Эксперт грузинского Института экономического развития Николоз Орвелашвили в интервью «ВН» напомнил, что в 2004 году через несколько месяцев после «революции роз» в том же Брюсселе обсуждался вопрос о выделении молодому грузинскому правительству помощи в объеме 1 млрд долл: «Грузия в итоге не получила ни гроша, так как не удосужилась представить программу и проекты -- на что она собирается потратить эти деньги. Тогда Запад смотрел на грузинские власти с восторгом, а сейчас все намного хуже. Доноры предупреждают Саакашвили, что деньги не должны пойти на военные цели. А наши власти никак не откажутся от агрессивной риторики, они страдают манией погони за рейтингами. Но подобные сказки донорам могут надоесть».