|
|
N°197, 23 октября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вокруг джаза
Ron Carter. Jazz & Bossa. (Somethin' Else/Blue Note). У легендарного контрабасиста Рона Картера («Дюка Эллингтона контрабаса» и некогда соратника самого Майлза Дэйвиса) очень хорошие сольные альбомы, издаваемые в последние годы неизменно японским лейблом Somethin' Else. В них вроде бы все традиционно и правильно: акустический боп -- какие могут быть сюрпризы в XXI веке? Тем не менее они свежи, разнообразны, изобретательны, но никогда не перегружены излишней демонстрацией виртуозности. То есть могут быть рекомендованы как самой широкой аудитории, так и особо внимательным слушателям.
Новый альбом Рона Картера Jazz & Bossa -- самый настоящий мейнстрим, современный би-боп с босановой (см. название). Исключительный материал (авторские пьесы, Жобим и Бенни Голсон) в теплом исполнении сильного инструментального состава. На тенор-саксофоне играет еще один известный человек -- Джавон Джексон. Концепция альбома проста и красива: с каждой следующей пьесой один из музыкантов первоначального секстета выбывает, пока не остается сольный контрабас. А инструмент Картера, как известно, легко выдает виртуозные пассажи. И как только они с такой штукой управляются, контрабасисты эти?..
Ilia Belorukov and Filip Croaton. Un(view)mask(ed). (http://www.monocromatica.com/netlabel/releases/tube135.htm). Не удивляйтесь, это сетевой релиз. Если пойти по указанной ссылке, можно бесплатно скачать в хорошем качестве новую работу молодого, но уже хорошо известного в джазовых кругах саксофониста Ильи Белорукова. Белоруков живет в Питере и исполняет подобие «фри-джаза наших дней». А его выступления почти всегда соло: музыкант, куча «дудок» и ноутбук. Белорукова более всего интересуют эксперименты со звуком: как с традиционным звуком саксофонов, так и в электронной обработке. На новом альбоме есть тот же характерный для Ильи фри-джаз (который он, кстати сказать, играет очень фирменно, совершенно по-американски) с элементами нойза. Альбом Un(view)mask(ed) странно собран: вся музыка сбита в один файл протяженностью более часа. Правда, это и надо слушать сразу и лучше без перерывов. За исключением редких шумовых фрагментов, которые, наверное, все-таки стоило подредактировать, проходного материала в альбоме почти нет, а драматизм и напряжение нарастают постоянно.
Maestro. Blue Note Trip. (Blue Note). Старейший джазовый лейбл Blue Note часто выпускает «настроенческие» расслабленные сборники с фоновой музыкой. Вообще для этого более всего подходит smooth-jazz, однако на лейбле такого стиля как раз немного. Так что в ход идет все: мягкий би-боп 50-х и органные трио, современные вещи с грувом и баллады в исполнении серьезных вокалистов. На очередной компиляции из серии Blue Note Trip находим, например, выдающегося вокалиста Курта Эллинга с его версией In the Winelight (пьесу в свое время записывал саксофонист Гровер Уошингтон). Пианист-новатор Эндрю Хилл тоже сошел за «фоновика», так же как альтист Кеннонболл Оддерли и тенорист Стенли Туррентин. Когда слушаешь эту солянку, восприятие притупляется, а все композиции -- даже самые незаурядные -- сливаются в одну колыбельную без начала и конца. Чего, собственно, организаторы таких вот сборников и добиваются.
Александр БЕЛЯЕВ