|
|
N°195, 21 октября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Улетное искусство
Выставочная программа «Будущее зависит от тебя» покоряет мир
Множество вялых российских галерей обеспокоено лишь сиюминутной коммерческой выгодой. И имидж российского contemporary art на мировой сцене их совершенно не волнует. Коллекционер и куратор Пьер Кристиан Броше, глава компании B-Comm (Brochet Communications), взял культуртрегерскую миссию по продвижению российского искусства в мир на себя. Придумал программу передвижных выставок по разным городам России. В союзники себе выбрал авиакомпанию S7 Airlines. С апреля 2008 года эксклюзивные рейсы авиакомпании посвящены арттуризму. В аэропортах российских городов открываются выставки современного искусства, удивляющие своей, мягко говоря, невписанностью в привычный формат. В сентябре 2008 года S7 и Пьер Броше осуществили проект «Самолет Тимура Новикова». Именем художника был назван лайнер, отвезший артсообщество Москвы в Санкт-Петербург на юбилейные торжества в честь гуру отечественного неоакадемизма.
В минувшие выходные проект Пьера Броше и компании S7 переместился за пределы России. Первой европейской столицей, принявшей арттуристов, оказалась Вена, с которой артконтакты у нас самые давние и прочные (в частности, одним из организаторов акции выступила венская галерея Ганса Кнолля, входящего в экспертный совет «Арт-Москвы»).
Лайнер, собравший на борту художников, галеристов и представителей СМИ, прилетел в аэропорт Вены, где в уютных залах и комнатах развернулась выставка российского видеоарта. Куратором выступил лучший специалист и архивист российского видеоарта Антонио Джеуза. Он умно подобрал работы, в том числе такие, что корреспондируют с поэтикой венского акционизма -- радикального художественного движения последней трети прошлого века. Например, ставший хрестоматийным «Бешеный пес» Олега Кулика (1994) оказался как нельзя кстати там, где лет за двадцать до Кулика водила на собачьем поводке своего бойфренда австрийская художница Вали Экспорт.
Несмотря на воодушевленное настроение прилетевших в Вену туристов, образ самого искусства оказался куда как серьезен. В одной комнате на экране тонет в непроходимой российской грязи Дмитрий Гутов (фильм «Оттепель» 2006 года). В другой -- камера страшно вальсирует по поверхности скульптуры Родина-мать, отчего узнаваемая форма становится пугающе монструозной (видео 2000 года группы «зАиБи»). В третьей комнате стираются с неподвижной карты будней едущие машины (эксперимент по исправлению снятой в реальном времени видеокартинки проделал Владимир Логутов). Далее поет декадансные песни под Вертинского Мамышев-Монро (видео Russia Lost, 2007). На другом экране ему же учиняет порку Тимур Новиков в фильме 1999 года «Золотое сечение». Это манифест неоакадемизма, в котором Тимур Новиков сечет Монро за возмутительные авангардные вольности в альма-матер классического искусства. Неприкаянную российскую старость показывает в своем видео «Последний герой» Антон Литвин. Социальные коды советской системы на примере обряда бракосочетания изучает фильм Людмилы Горловой Happy end.
Когда все собирается в общую видеофреску, задумываешься об адресате этой выставки. И понимаешь, что им должен быть человек по крайней мере образованный, склонный к рефлексии, бегущий развлекательной тупоты. Такого зрителя, в самом деле, легче найти в западных аэропортах. В российских они редкость -- не меньшая, чем сам феномен интеллектуального «культтуриста».
Сергей ХАЧАТУРОВ, Вена--Москва