Вице-премьер Сергей Иванов вчера предложил президенту Дмитрию Медведеву принять комплекс мер государственной поддержки отечественных авиакомпаний перед лицом топливно-финансового кризиса. Президент в принципе идею поддержал.
В тот же день о собственных мерах по борьбе с кризисом объявил крупнейший авиаперевозчик на внутренних российских линиях -- компания «Сибирь» (работает под брендом S7). Ее генеральный директор Владислав Филев сообщил, что компания полностью
отказывается от эксплуатации отечественных самолетов в пользу авиатехники западного производства.
Сергей Иванов, которого президент России принял вчера в своей подмосковной резиденции в Горках, изложил главе государства ряд предложений Минтранса и Минфина по поддержке отечественных авиаперевозчиков. «Смысл их (предложений. --
Ред.) заключается в том, чтобы восстановить доверие и кредитовать за счет госсредств приобретение топлива и вообще осуществление всей текущей деятельности авиакомпаний-перевозчиков», -- цитирует г-на Иванова Интерфакс. Другая предлагаемая льгота предусматривает возможность давать авиакомпаниям отсрочку на шесть месяцев по уплате таможенных пошлин и НДС на иностранные воздушные суда и запчасти к ним, причем без требования обеспечить залог.
Общую ситуацию в отрасли вице-премьер описал так. С одной стороны, отметил он, объем авиаперевозок в России продолжает расти, в этом году -- на 16%. С другой, добавил г-н Иванов, «
очень высокие цены на авиакеросин, аэропортовое и аэронавигационное обслуживание ставят все компании, в том числе такие крупные,
как «Аэрофлот» и ГТК «Россия», в сложное положение».
Дороговизна топлива заставила «Сибирь», которая занимает вторую строчку в рейтинге российских авиаперевозчиков (вслед за «Аэрофлотом»), а по объему перевозок на внутренних российских маршрутах лидирует, полностью отказаться от отечественного воздушного флота. Вчера г-н Филев сообщил, что с ноября компания будет использовать только самолеты западного производства: «В частности, за счет этого мы рассчитываем пережить кризис лучше, чем большинство российских авиакомпаний, так как современные самолеты иностранного производства потребляют значительно меньше топлива, чем российские».
В результате активный флот «Сибири» сократится более чем наполовину. Сейчас из 67 самолетов, принадлежащих компании, импортных 31 (дальнемагистральные А310 и Boeing-767, среднемагистральные А319/320 и Boeing-737). Среди отечественных лайнеров, которые S7 «ставит на прикол», львиную долю составляют среднемагистральные Ту-154М. Их у компании 27 штук.
Отчасти компенсировать единовременный отказ от такого обширного парка «Сибири» поможет «код-шеринг» (соглашение о совместном выполнении рейсов), заключенное вчера сразу с двумя европейскими бюджетными авиакомпаниями: немецкой Air Berlin и австрийской Niki. Трехсторонний договор предусматривает совместную эксплуатацию самолетов на маршрутах из Москвы в Германию: Франкфурт, Дюссельдорф, Мюнхен, Ганновер, а также в австрийскую столицу Вену.
Несмотря на отраслевой кризис, авиакомпания планирует в 2008 году получить 45 млрд руб. выручки, т.е. на 45% больше, чем в 2007-м, заявил г-н Филев. Он также отметил, что сокращать объем перевозок пока не планируется. Более того, отдельные сегменты рынка, по его мнению, продемонстрируют значительный рост. «В отношении чартерных перевозок вопрос проще: в сложные времена русские люди хотят отдыхать больше прежнего. Мы считаем рынок чартерных перевозок наиболее конкурентным. Ежегодный рост его может составить 15%, а по итогам пяти лет объем может удвоиться», -- оптимистично прогнозировал гендиректор. Однако в целом рост авиатранспортного рынка замедляется, признал он. Если в первом полугодии темпы составляли 25%, то по итогам года эта цифра будет 10%, считает г-н Филев. «Мы готовимся к большому шторму», -- добавил глава компании.