|
|
N°193, 17 октября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Двусторонние отражения
О театральных контактах России и стран Балтии
В Эстонии и Латвии начались гастроли спектаклей -- лауреатов фестиваля «Золотая маска». Инициатива поддержана министерствами культуры, посольствами, мэриями Риги и Таллина. Четвертый по счету «русский кейс» стартовал в Эстонии «Игроками» Студии театрального искусства и «Спящей красавицей» питерского «Кукольного дома». 16 октября на малой сцене Рижской оперы покажут «Господ Головлевых» Кирилла Серебренникова -- это первый опыт вывоза спектакля за пределы родного МХТ.
Четыре года назад таллинский Art-Forum, узнав про региональные проекты «Маски», пригласил фестиваль к себе в гости. Опыт оказался удачным, его повторили в Риге, с тех пор раз в год обе балтийские страны принимают лучшие российские спектакли. В этом году афиша почти вся московская, и сплошь одна классика: «Игроки» Сергея Женовача, «Вишневый сад» Эймунтаса Някрошюса, «Рассказ о счастливой Москве» Миндаугаса Карбаускиса и «Спящая красавица» показываются в Таллине, Тарту и Йыхви, а «Ричард III» Юрия Бутусова, «Господа Головлевы» Серебренникова, «Война и мир» Петра Фоменко, все та же «Счастливая Москва» и кукольные «Спящая красавица» и «Золушка» -- в Риге. Обе программы составлены так, что российский театр выглядит грамотным соединением прекрасной актерской школы и современной режиссуры. Для Латвии и Эстонии эти гастроли -- событие; здесь другие масштабы, гораздо меньше театров, не такой большой, как в Москве, выбор. Самое же главное -- возможность реального диалога культур. На только что сыгранных в Таллине женовачевских «Игроках» вмиг разобрали наушники для перевода, что означает простую вещь -- на хороший русский театр идут и те, кто не знает русского языка.
В канун рижской «Маски» в Латвийском национальном театре сыграли недавнюю премьеру -- спектакль Вистурса Кайриша «Времена землемеров» по толстому роману, написанному латышскими классиками, братьями Каудзите. Эпопея, знакомая каждому латышскому школьнику, как нам -- шолоховский «Тихий Дон», описывает передел земель в начале прошлого века, когда вместе с привычным укладом хуторской страны рушилась и личная жизнь каждого в отдельности. В «Землемерах» есть явные гоголевские мотивы -- приезд фальшивого землемера, которому местные крестьяне несут деньги. И есть трагическая история травли местной Офелии, утопившейся после смерти возлюбленного. Трехчасовой спектакль о перипетиях борьбы за землю зал смотрит с тем же вниманием и даже ободрением, с каким в соседней Финляндии смотрят «Неизвестного солдата» Кристиана Смедса (об этом спектакле см. «Время новостей» от 16 октября). Сходство очевидно: оно в предмете интереса режиссера, а вслед за ним и публики. Только Смедсу интересна острая, болезненная военная страница прошлого, а Кайришу -- «скучная» аграрная история его страны. Оба позволяют себе быть неделикатными по отношению к своему народу, оба находят поддержку зала.
В давней экранизации «Землемеров» главную роль играла Вия Артмане -- ушедший теперь символ советского прошлого. В постановке молодого Кайриша есть следы иронической ностальгии по 1980-м -- художницей Евой Юрьяне на сцене выстроен сельский клуб с откидными креслами и маленьким буфетом. Ключевой эпизод убран со сцены в оркестровую яму, куда спускается мужской хор, чтобы встретить с почетом нового землемера -- седого номенклатурщика с портфелем в руке и чиновничьем плаще. Из люка выплывает трибуна, с которой местный воротила произносит бессмысленную здравицу, а тем временем задние хористы не выдерживают и начинают подъедать выставленное угощение. Пока одни качают на руках испуганного чиновника, другие набивают живот. Апофеозом пиршества становится «медляк», на который мужчины приглашают друг друга, а самый пьяный, войдя во вкус, самозабвенно танцует со стесняющимся товарищем.
Возможен ли успех такого спектакля в Москве -- большой вопрос. Нам скучно думать про прошлое и неинтересно ходить в театр, если это не хорошее развлечение. У небольшой Латвии другие приоритеты -- возможно, потому, что аграрная политика для ее жителей сегодня не отвлеченная тема, а вопрос выживания. Актеры Алвиса Херманиса, спектакли которого для нас и есть современный латышский театр, собирают теперь материал про деревню -- им хочется рассказать о том, чего скоро не станет. Впрочем, как минимум два спектакля из программы рижской «Маски» вписались в здешний контекст -- это «Господа Головлевы» с их устрашающей идеей незаметно подкравшегося тоталитаризма и «Рассказ о счастливой Москве», где путь к социалистической утопии лежит через человеческое несчастье.
Месяц назад в рамках большой программы «Русских сезонов в Латвии» в Рижском арсенальном музее была открыта выставка современного российского искусства -- с видеоинсталляциями и работами актуальных художников от «Синих носов» до «Синего супа». Кураторы водили посла РФ в Латвии Александра Вешнякова от спящего в коробочке Ленина к камере, где сидел узник с газетой «Коммерсант»; атмосфера вернисажа вполне соответствовала определению «антисоветская». На гастроли лучших российских спектаклей в Риге пойдут не за политикой, а за искусством. На двуязычных афишах рижской «Маски» помещена фотография Аллы Покровской и Евгения Миронова из «Головлевых», а билеты, самый дорогой из которых стоит 50 лат (около двух с половиной тысяч рублей) на спектакль давно раскуплены.
В конце этого года в московском Театре наций выпустит свой первый спектакль с российскими артистами Алвис Херманис. Весной на «Золотую маску плюс» привезут лучшие латышские и эстонские спектакли последнего времени. Идут переговоры Латвийского национального театра с Серебренниковым. Все это означает, что при желании мы можем видеть и понимать друг друга -- театр помогает здесь лучше, чем политика.
Кристина МАТВИЕНКО, Таллин--Рига--Москва