Время новостей
     N°193, 17 октября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.10.2008
Продукты нефтепроработки
Дмитрий Медведев требует справедливой цены на топливо
После череды уступок российским нефтяникам -- пересмотра в их пользу налогового законодательства, изменения порядка расчета экспортных пошлин, а также обещаний помочь расквитаться с внешними долгами -- Кремль объявил, что не намерен более мириться с политикой нефтяных компаний в области ценообразования на внутреннем рынке. Президент Дмитрий Медведев вчера поручил правительству безотлагательно принять меры по изменению ситуации. «Мы помним, что еще несколько месяцев назад цена нефти составляла 140 долл. за баррель, а сейчас цена в два раза меньше, и это никак не отразилось на ценах на керосин у нас в стране, а во всем мире произошло изменение цен, -- сказал г-н Медведев. -- Поручаю правительству окончательно разобраться по линии антимонопольного регулирования, что происходит в этой сфере, какие существуют сговоры, в чем проблема, и принять самые решительные меры антимонопольного регулирования». По его словам, это могут быть и штрафы, предусмотренные антимонопольным законодательством, в том числе максимальные, и "в случае доказанности каких-то криминальных действий -- возбуждение уголовных дел". "Соответствующее поручение я дам правоохранительным органам. Больше эту ситуацию терпеть нельзя", -- заявил глава государства.

Критику президента предвосхитил глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев, который заявил, что вновь подозревает нефтяные компании в нарушении антимонопольного законодательства и может возбудить против них новые дела. «Сегодня я подпишу письмо крупнейшим нефтяным компаниям с предупреждением о возможности возбуждения очередной серии дел за неснижение цен на нефтепродукты», -- сказал он вчера журналистам. В письме, которое опубликовано на сайте ФАС, содержится анализ снижения оптовых и розничных цен на нефтепродукты в Европе, США и России. Если в Америке, например, оптовые цены на бензин за сентябрь снизились на 20%, в Европе -- на 14%, то в России -- всего на 5%. Розничные цены на бензин в США снизились на 9%, в Европе -- на 4%, в России -- на 1%. «ФАС России считает необходимым обеспечить хозяйствующими субъектами, входящими в группу лиц вертикально интегрированных нефтяных компаний, снижение цен на нефтепродукты в соответствии с рыночными условиями, -- говорится в письме. -- Необеспечение условий приведения цен в соответствие с рыночной ситуацией может быть основанием для рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства».

В нефтяных же компаниях отрицают получение какие-либо претензий со стороны ФАС. «Никаких писем к нам еще не приходило. Мы работаем строго в соответствии с российским законодательством», -- сказали «Времени новостей» в «Роснефти». В ЛУКОЙЛе заявили, что «будут разбираться с ситуацией, когда придут бумаги из ФАС». В «Газпром нефти» также заявляют, что антимонопольное законодательство компания не нарушает. В ТНК-ВР от комментариев отказались. «Естественно, что компании не слишком заинтересованы снижать цены. Увеличивается автопарк, а значит, растет потребление нефтепродуктов. Экспорт при сегодняшнем уровне цен не очень выгоден, поэтому больше нефти вертикально интегрированные компании отправляют на НПЗ», -- заявил «Времени новостей» аналитик «Тройки Диалога» Валерий Нестеров.

При этом мировые цены на нефть в последние дни колеблются около отметки 70 долл. за баррель. На Лондонской нефтяной бирже баррель марки Brent продавался за 67,50 долл. (хотя в течение торговой сессии цены достигали отметки в 75 долл. за баррель). На Нью-Йоркской бирже баррель эталона WTI к моменту подписания номера стоил 72,1 долл., но во время торгов цена опускалась ниже отметки в 70 долл. за баррель. Российская Urals вчера торговалась и вовсе по 61,5--65 долл. за баррель.

По словам г-на Нестерова, цена 70 долл. за баррель, которая заложена в трехлетний бюджет страны, пока остается вполне комфортной для российских нефтяных компаний. Но это вовсе не исключает того, что они будут пытаться заработать еще больше, например, удерживая цены на нефтепродукты на высоком уровне. «Наш рынок толком не работает. Производство нефтепродуктов контролируется вертикально интегрированными компаниями, которые падение в одном звене (уменьшение стоимости нефти) пытаются компенсировать увеличением в другом (в продаже нефтепродуктов)», -- говорит г-н Нестеров.

В частности, нефтяные компании пытаются компенсировать падение цен на нефть высокой ценой на самые высокотехнологичные виды нефтепродуктов -- авиакеросины. В июле на совещании по вопросам развития нефтегазовой отрасли премьер-министр Владимир Путин пригрозил ФАС «кадровыми решениями», если она не разберется с «самыми высокими в мире ценами на авиакеросин». Через несколько дней служба обвинила крупнейшие российские нефтяные компании -- ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР, «Роснефть», «Газпром нефть» и «Сургутнефтегаз» -- в нарушении антимонопольного законодательства. С чем они, разумеется, не согласились. Однако это громкое дело фактически так и не сдвинулось с мертвой точки, и поручение Владимира Путина выполнено не было.

О чем вчера и сообщил президент Дмитрий Медведев на встрече с курирующим в правительстве авиацию вице-премьером Сергеем Ивановым. «По ценам на авиакеросин ситуация просто безобразная... Нужно принять ряд безотлагательных мер. Причем нужно сделать это как можно быстрее, потому что нужно этот гордиев узел разрубить, иначе это никогда не закончится", -- сказал президент. Несмотря на то что нефтяные компании стали вести торги по месячным контрактам, ситуация, по словам президента, так и не нормализовалась. «Даже исходя из этого, можно было откорректировать эти цены. Какую же нужно норму прибыли закладывать, если в этой ситуации никаких изменений не произошло?» -- возмущался Дмитрий Медведев. Впрочем, г-на Иванова эти слова касаются куда в меньшей степени, чем курирующего нефтегазовую сферу в правительстве вице-премьера Игоря Сечина, который, как известно, в качестве усиления конкуренции на рынке нефтепродуктов возлагал надежды на торговлю на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже. Однако микроскопический объем торгуемых на ней нефтепродуктов никакого влияния на ценообразование не оказал.

Таким образом, единственным спасением от высоких цен пока является усиление деятельности ФАС и прокуратуры. Хотя у антимонопольной службы по-прежнему нет ни юридической базы, ни достаточных кадров для борьбы с высокими ценами на нефтепродукты.

В ФАС тем не менее заявляют, что с поручением премьера справились, хотя цены и продолжают оставаться высокими. Как рассказал «Времени новостей» замруководителя службы Анатолий Голомолзин, с июля по октябрь авиакеросин подешевел на 25% (правда, в письме нефтяникам говорится о снижении цен в сентябре лишь на 3%). «Мы установили вину в завышении цен двух компаний -- ТНК-ВР и «Газпром нефти». Сейчас решается вопрос о сумме штрафа. Вопрос о нарушениях со стороны ЛУКОЙЛа и «Роснефти» пока рассматривается», -- заявил он. Антимонопольный импульс, посланный премьером, пополнил бюджет более чем на 500 млн руб. -- именно на такую сумму ФАС оштрафовала нефтяные компании в разных регионах страны за завышение цен на авиатопливо, а также бензин и дизель.

Правда, таких мер недостаточно. По словам г-на Голомолзина, в службу продолжают приходить многочисленные жалобы, что грозит возбуждением новых дел против нефтяных компаний. «Есть ощущение, что если этого снижения цен не нефтепродукты не произойдет, будут новые дела, и для каждой из компаний будет уже по два дела», -- цитирует Интерфакс слова главы службы Игоря Артемьева. -- Мы ведем себя корректно: вместо того, чтобы сразу возбудить дела, а у нас уже есть дела, мы их предупреждаем». Список компаний, к которым имеются претензии, уже расширился до семи: помимо ЛУКОЙЛа, ТНК-ВР, «Газпром нефти», «Роснефти» и «Сургутнефтегаза» в него вошли «Татнефть» и НК «Альянс».

Организация стран -- экспортеров нефти перенесла очередной саммит с 18 ноября на 24 октября, сообщает Bloomberg. Как известно, в начале сентября члены картеля, всерьез обеспокоенные уже падающими котировками, попытались сохранить их на уровне 100 долл. за баррель. По их мнению, это была единственная справедливая для экономик стран потребителей и производителей цена. Тогда было принято довольно сенсационное решение сократить добычу. Правда, никаких результатов такой шаг не принес. И вчера президент ОПЕК и министр нефти Алжира Шакиб Хелиль заявил, что «идеальная цена -- это 70--90 долл. за баррель». Но, чтобы удержать хотя бы ее, экспортерам все равно придется сокращать добычу. «Никто не может сказать, каким будет сокращение, -- заявил Шакиб Хелиль. -- Решение будет принято в ходе встречи». «Если в ОПЕК цену в 70 долл. за баррель называют идеальной, то это означает, что в картеле не исключают и ее падение ниже этой отметки», -- полагает аналитик «Тройки Диалога» Валерий Нестеров.

Кирилл МЕЛЬНИКОВ
//  читайте тему  //  Rambler