|
|
N°193, 17 октября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Золотая молодежь
Королевские гонки могут получить самого юного чемпиона
Последние несколько сезонов вновь приучили нас к тому, что борьба за чемпионский титул, проходящая практически до финиша заключительной гонки, становится с каждым годом все острее, а соперников, участвующих в этой борьбе, все больше. И этот сезон также обещает нам финал такого накала, позавидовать которому могли бы и футбольные чемпионаты мира с Олимпийскими играми в придачу. За две оставшиеся гонки пилотам и командам надо разыграть личное первенство и выявить обладателя командного Кубка конструкторов.
В Шанхае, где в эти выходные состоится Гран-при Китая, в прошлом году произошло едва ли не самое драматичное событие чемпионата 2007 года, когда без пяти минут чемпион Льюис Хамильтон, лидируя по ходу гонки, застрял в гравийной ловушке и сошел с дистанции. Потеря столь драгоценных очков и последующая за ней неудача в Бразилии лишила британца возможности стать самым молодым чемпионом «Формулы-1».
Но Льюис сам себе подарил шанс на вторую попытку овладеть этим достижением, обновив рекорд трехлетней давности, установленный Фернандо Алонсо. «Формула-1» продолжает молодеть, чему пример еще один соискатель на чемпионский трофей Роберт Кубица. Поляк тоже еще не вышел из того возраста, когда по плечу замахнуться на достижение испанца. На фоне этой молодежной компании 27-летний Фелипе Масса, также оставшийся на чемпионской дистанции, кажется опытнейшим ветераном.
И даже это подчеркивает, насколько изменились Королевские гонки. Михаэль Шумахер в 1994 году выиграл свой первый чемпионат в 25 лет и считался, несмотря на два полноценных сезона в Больших призах, едва ли не зеленым юнцом, особенно по сравнению с 34-летним Дэймоном Хиллом -- его основным соперником в том сезоне. Айртон Сенна свой первый титул получил в 28, а Ален Прост -- в 30 лет. И после этого они оставались ведущими гонщиками «Формулы» еще на протяжении почти десятка лет. Страшно подумать, чего может добиться нынешнее поколение пилотов, если продолжать в том же духе.
Своеобразие ситуации заключается в том, что на сегодняшний день эти трое плюс еще несколько их ровесников действительно составляют золотой фонд «Формулы». А вот поколению, которому сейчас около тридцати, и тем более старше откровенно не повезло -- их молодость прошла в тени Шуми, что отложило отпечаток на всю дальнейшую карьеру. Ник Хайдфельд, Марк Уэббер, Ярно Трулли, Джанкарло Физикелла и даже Дженсон Баттон могут смело причислять себя к потерянному поколению, судьбе которого не позавидуешь. Да и прошлогодний чемпион Кими Райкконен, к титулу которого уже можно прибавлять приставку «экс», также проходил гоночные университеты в те тяжелые времена, что, наверное, сказалось на его менталитете. Достигнув один раз вершины, он посчитал, что выполнил свою высшую миссию, и заметно сдал. Одно время даже ходили упорные слухи, что финн планирует завершить выступления в «Большом цирке». Но, к счастью, Кими остался и в следующем году планирует вновь попытаться найти путь наверх.
О том же мечтает и еще один бывший чемпион -- Фернандо Алонсо. Испанец, вкусивший заветный плод победы дважды, похоже, определился со своей дальнейшей судьбой. Выиграв две последние гонки, Нандо практически подписался под контрактом с «Рено» сроком по крайней мере еще на один год. Во всяком случае сейчас из оставшихся вакантными мест в других командах ни одно не гарантирует безоблачных перспектив. Если Алонсо останется-таки в рядах «Рено», то этот сезон станет самым спокойным на контрактном фронте почти за десяток лет. Ни одного громкого перехода, ни одного шумного скандала, да еще и межсезонье обещает быть таким же тихим, так как все основные конюшни уже утвердили состав на следующий год.
Единственное, что может взорвать эту тишину, -- финансовый кризис. Меньше всего хотелось бы сейчас затрагивать эту тему, но в столь высокозатратном спорте, как автогонки, она всегда актуальна. О спасении «Формулы-1» говорят уже давно, да и сделано тоже немало. Не все шаги, предпринимаемые и федерацией автоспорта и хозяевами Больших призов, вызывают понимание, а некоторые и вовсе отвергаются самими участниками чемпионата. Владельцы команд, особенно самых богатых и влиятельных, хотя и ратуют на словах за снижение затрат, понимают, что при сокращении расходов на техническое развитие разница между передовыми и отстающими постепенно нивелируется и «Формула», считающаяся самым высокотехнологичным видом спорта, превратится в состязание посредственных автомобилей, интерес к которому пойдет на спад. Впрочем, на этот счет есть и другое мнение. Когда силы команд уравняются, на первый план выйдет человеческий фактор. Можно будет следить за соревнованием в мастерстве пилотирования гонщиков, их умением настраивать технику и определять, кто же на самом деле быстрейший гонщик на планете, выигравший за счет своего таланта, а не из-за лишних «лошадок» под капотом. Так что финансовый кризис может остановить гонку кошельков и вернуть «Формуле-1» человеческий облик.
Дмитрий СИТНИК